Статьи о художнике Андрее Мунтяне::
Журнал «Семь» (Эстония)
Современник из средневековья 09/2000

В Историческом музее Таллинна, что на улице Пикк, вот уже несколько недель открыта удивительная выставка. Входишь в выставочный зал и... Помните, у Окуджавы? "Просто вы дверь перепутали - улицу, город и век"... Именно так. Улица Пикк, город Таллинн, сегодняшний, в дымке, с поволокой сентябрьский день 2000 года - всё осталось там, за порогом. Словно некая коварная машина времени, не спросив моего на сей счёт мнения, отправила меня в далёкое средневековье.

В том, что я попала именно в средневековье, сомнений не было, как не было сомнений и в том, что автор обступивших меня полотен родом оттуда и страстно влюблён в своё время. "XIX и XX века не переношу физически» - позже, заглянув с женой Леной ко мне на огонёк, признавался Андрей Мунтян ("средневековый" художник). «Здесь сейчас я просто существую, а живу я там. Там всё - моё. Всё родное. Всё греет. Я очень обижаюсь, когда говорят: О, средневековье - это мрачное время, грязь, чума... А мне кажется, что это - век просвещения, высочайшей культуры, высочайшей духовности. Да бог с ней, с этой канализацией! Мало ли чего у нас сейчас нет, что будет через три сотни лет! И будут говорить: Как они в том двадцатом веке жили, дремучие!"

"Я прекрасно помню своё предыдущее рождение, - продолжает Андрей, - Свой дом, XV век, город Нюрнберг... Я там не был, но я бы его узнал - я его помню, дом помню, друзей и себя... Я себя вижу, вижу дом, в который я вхожу по лестнице, в высоких сапогах. Помню, что и тогда я был художником..."

Ну вот. Слово произнесено. Карты раскрыты. На нашей "сцене" с монологом собственного сочинения московский художник Андрей Мунтян.

Андрей Мунтян, потомок старинного княжеского рода Шаблыкиных и знаменитой купеческой династии Зиминых. Родители Андрея художники, дед - князь Павел Шаблыкин был военно-морским офицером, окончил консерваторию и был учёным-химиком, при этом отлично рисовал. Зимины же прославились, в частности, созданной ими оперой - в ней пели и Шаляпин и Лемешев.

Андрей Мунтян родился в 1949 году и живёт в Москве. Окончил Московский полиграфический институт. Одно время увлекался плакатной живописью. Некоторые из созданных им плакатов выпускались многомиллионными тиражами, многие получили престижные призы. А в середине 80-х годов за плакат на тему "Не прыгай в воду в незнакомом месте" Мунтян получил Гран-при в Эстонии. Потом резкий поворот - Андрей Мунтян уходит в науку - занимается прикладной математикой (комплексными числами). За два с половиной года написана и защищена диссертация ("Геометрическая теория прогнозирования"). Потом он два года "обсчитывал в одном НИИ всякие задачки". Но в отведённой ему для этих целей комнатке он всё норовил рисовать плакаты. Наконец взмолился: отпустите меня обратно в художники.

И ушёл. Но с плакатом "завязал". Ведь что такое плакат? Бумажка, про которую сразу забудут. И про автора забудут. И тогда честолюбивый Андрей подумал: "А почему я не пишу картины? Ведь картины живут веками. А художник вкладывает в свои картины энергий, значит, и меня будут помнить 400-500 лет!" Сказано - сделано.

Первая персональная выставка Андрея Мунтяна состоялась в 1985 году. С тех пор художник постоянно путешествует. Работал, выставлялся и продавал свои работы в Италии, Германии, Австрии, США, Чехословакии, Греции, Испании, Франции... С сентября 1996 года его картины постоянно экспонируются в галерее "MaiFair Fine Art" (Майами, США).

Андрей Мунтян женат вторым браком. У него сын Павел от первого брата, web-дизайнер - компьютерный дизайнер. Профессия современная и денежная. Сейчас ему в Париж предлагают на полгода. Способный парень. Другой сын (сын жены, которого Андрей усыновил), Гриша - заканчивает Авиационно-технологический институт. Терпеть не может физику. Меланхоличный и лиричный.

"Мне кажется, что человечество бесконечно ткёт какой-то ковёр. Но только мы ткём его с изнанки: кто-то обмётывает края, кто-то ткет середину - самое главное... И только по прошествии времени можно увидеть, что же соткано - ужас или красота неописуемая. Ковёр, сотканный в эпоху Возрождения, прекрасен, ковёр XX века - жуть. С его войнами, с хаосом..."

Кто кого выбирает?

У Андрея Мунтяна масса оригинальных теорий, продуманных, неожиданных, выстраданных. Когда-то он думал, что люди выбирают картины - приходят, рассматривают... И вдруг понимают: "Это - моя картина. Она мне предназначена". А недавно понял: нет, не человек выбирает картину, а картина, значительно более мощная по энергетике, чем человек, сама выбирает человека и дом, в котором она продолжит свою жизнь".

Мало того. Не только картина сама выбирает человека, но и создает её не столько художник, сколько некие потусторонние силы, которые им движут. Когда задают вопрос о прототипах, Андрей поражается: "Какие прототипы? Например, когда я делал наброски к портрету мужчины в черной шапке, я внезапно увидел, что в стекле появилось лицо. Я его запомнил и написал. Процесс управляет мной так же, как и время.

Существует мост времен. Когда я работаю над картиной, я спокойно могу переходить этот мост. Запросто! Я и сейчас могу перейти в другое время. Там я нахожу для себя определенную одежду, определенный дом. Запоминаю, списываю. Забыв какую-то деталь, снова отправляюсь туда. И так хожу, пока картина не достигнет гармоничного состояния, состояния равновесия. Когда это достигнуто, картина завершена».

Ах, кто бы знал Ксантиппу эту?

«Творческий человек вкладывает душу в свои творения, тем самым, приобретая бессмертие. При этом ею энергетика, его душа клонируются, как овечка Долли. Я свою душу клонирую, каждый раз вкладывал определенный квант энергии в каждую из картин, и чем дольше картина будет жить, тем дольше я не буду возвращаться на Землю... А зачем мне возвращаться на Землю ведь согласно моей теории, здесь - смерть, там - жизнь, здесь трёхмерное измерение, там - n-мерное. Там параллельные миры, другие звезды. Здесь, на Земле, мы как в клетке: нюхаем, чувствуем, видим - и всё. Нас это устраивает, и мы боимся перехода в тот мир. Но стоит попасть туда, как уже не хочется возвращаться.

Все люди - сознательно ли или неосознанно - хотят себя обессмертить. Женщина рождает детей, продолжая свой род. Вот уже шаг к бессмертию. Мужчины лишены возможности рожать детей, поэтому они успешней женщин воплощают себя в живописи, музыке, литературе, и их помнят. Зато женщины дают мужчинам взаймы свою энергию, и они вдвоем идут по его пути. Вместе легче. Возьмем Сократа, ни строки он не написал, ходил босой, выпить любил, да и девушек тоже. Но вывел нехитрую, но мудрую теорию - умеренность но всём. Вроде бы просто, по смысл её актуален до наших дней. Умеренность в еде, в питье... В повседневной жизни, Обессмертив себя этой теорией, Сократ тоже стал неким небожителем.

Но не только Сократ. Отец Сократа - обычный каменотёс, но мы, помня Сократа, помним и его отца. Слава Сократа наложилась и на его отца. А жена Сократа Ксантиппа торговала горшками. Ну, кто бы знал эту Ксантипну, если бы не Сократ? А теперь как знают Сократа две с половиной тысячи лет, так знают и Ксантнппу. Значит, Сократ обессмертил и отца своего, и Ксантиппу".

Вся жизнь - вращение вокруг картин

"Вся жизнь художника вращается вокруг картин. Картины рождаются и становятся центром, вокруг которого мы суетимся, как броуново движение, соединяемся, сплетаемся, расходимся...

В Евангелии от Луки Христос говорит: "Если вы любите мать свою больше меня, вы недостойны меня..." Я долго не мог понять, почему он противопоставляет себя всем? А понял совсем недавно. Господь с нами разговаривает через мои картины, через музыку композитора, через писательские творенья. Он говорит с нами через наши поступки. Потому что он создал нас по образу и подобию своему, потому что мы реализуем его волю. Но если я буду любить свою семью больше, нежели живопись, он откажется от меня, и я лишусь таланта. Поэтому во главе угла у меня всегда стоит живопись и уж потом мама, жена, дети... Я должен прежде всего выполнять своё предназначение на Земле. Не нас рождают, а мы выбираем место, время и родителей, где родиться, с определённой целевой программой. И мы должны её реализовать".

Всё остаётся людям

Андрей Мунтян страстно желает быть востребованным. Ведь если его картины покупают, значит он нужен. Нужны его эмоции, его энергия. А когда наступает период затишья, картины не расходятся, он сам себя корит – сам, мол, виноват: "я же могу написать такую картину, что весь мир, все услышат сигнал и толпами, миллионами бросятся ко мне, разнесут мастерскую. Такое бывает..."

Очень сокрушается по поводу того, что в наш неудавшийся век умер институт донаторов. Донатор - в любимой художником эпохе средневековья и Возрождения - это заказчик художественного произведения, бескорыстный спонсор, изображение которого увековечивается мастером.

За день до нашей встречи Андрей был в церкви Нигулисте, алтарь в котором исписан бельгийцами, нидерландцами, немцами из Любека. Так вот там эти донаторы изображены. "Пятьсот лет существует этот алтарь, - говорит Андрей. - Я вижу лицо донатора, который интуитивно знал: он платит большие деньги, но тем увековечит свою память, станет своеобразным небожителем".

Сейчас этот институт умер. Богатые люди покупают дома, яхты, виллы... Один дом построил, другой... А вкладывать деньги в искусство, в творчество опасаются. Традиции нет.

Мы говорили почти пять часов. Нестройно, перескакивая с одного предмета на другой, и вновь возвращаясь, то к той, то к иной теме. Андрей развивал свои теории, подкреплял примерами. Порой, противореча себе.

Потом его захватывала другая тема. Человек творческий, ему важно было выплеснуться, обязательно быть понятым.

Он любит Таллинн. Любит всей душой. Кстати сказать, с 1985 по 1989 годы Андрей жил и работал в Таллинне. Совсем недавно, когда о выставке и речи не было, сказал: "Я хотел бы вернуться в Таллинн!" И вот случилось.

За две недели пребывания в Таллинне Андрей написал 9 этюдов. "Я так люблю Таллинн! - признаётся он, - Здесь не утеряна близкая мне эпоха. Вы живёте в такой красоте! Мне бы хотелось жить в Таллинне, но в Москве у меня наработана клиентура, наработаны связи. Страшно это разрывать. Да и масштабы не те. Ведь у меня огромные проекты, мне предлагают выставку в Лондоне, в Люксембурге... Но я обязательно приеду ещё".

Выставка продолжится ещё несколько недель. Я очень советую вам посетить исторический музей. Поверьте, средневековые полотна нашего современника Андрея Мунтяна заставят вас посмотреть на себя и на нашу жизнь новыми глазами.

Илона Кингс

Design and programming by Pavel Mountian © 1999-2005
Version 3.2