Статьи о художнике Андрее Мунтяне::
Журнал "Планета красота"
Разгадывая тайну эликсира 10/2003

Император Рудольф Другий, правивший Чехией во второй половине ХУП века, учился в университете и дружил с князем Южной Чехии, будущим кавалером ордена Золотого Руна и членом тайного общества розенкрейцеров – Виллемом Розенбергом. Оба проявляли усердие и недюженные способности, овладевая естественными науками и философией. Окончив обучение, оба занялись государственными делами – каждый на своем троне. Однако о своих изысканиях не забыли. При дворах обоих правителей работали десятки ученых. Так, князь Розенберг пригласил около 70-ти алхимиков, оплатив их опыты восемью миллионами злотых. И по сей день десять замков Чешского Крумлова украшают орнаменты, составленные из алхимических символов и формул.
Поиски философского камня, эликсира вечной жизни, велись при дворе денно и нощно. Ведь даруя избранным бессмертие, причем не бесконечную старость, а вечную молодость – период огромных психологических, интеллектуальных и физических созидательных возможностей, вожделенный эликсир избавлял лучших от неизбежности первородного греха. Продлевалась собственная жизнь достойнейших, а значит, необходимость продолжения рода исчезала, а вместе с ней исчезала и неизбежная плотскость и греховность бытия.
В драме Карела Чапека «Средство Макропулоса» так же, как и в одноименной опере Леоша Яначека, опыты придворного лекаря Иеронимуса Макропулоса увенчались успехом. Был составлен эликсир, выпив который и благополучно преодолев «перестройку» организма, можно продлить свою жизнь на триста лет. Что и произошло с дочерью лекаря – Эллиной. Сам же ученый был заточен в темницу.
Но предание доносит до нас следующее. При Моравском дворе Виллема Розенберга эликсир жизни, а также философский камень реально были найдены.
Имени удачливого ученого история не сохранила…
С княжеским родом Розенбергов связана еще одна легенда. В середине ХУ века Перхта Розенберг, жена герцога Лихтенбургского, была проклята злобной свекровью и, покинув мужа, вынуждена была вернуться в родовой замок. Долгая и добродетельная жизнь Перхты не смогла снять с нее проклятия – измученная ее душа по сей день не может покинуть подлунный мир. Дважды в столетие она появляется в одном из родовых замков в образе Белой Дамы и чертит прутиком некие символы. Кто сумеет расшифровать эти символы – не только освободит душу Перхты, но и станет наследником огромных богатств княжеского рода, спрятанных в тайниках замка Девичий Камень.
Портреты Перхты и Виллема Розенбергов экспонировались на выставке живописи и графики художника Андрея Мунтяна, открытой к премьере спектакля «Средство Макропулоса» в фойе-галерее театра «Геликон-Опера». Напротив портретов разместился графический натюрморт с алхимическими приборами. И странное чувство подлинности изображаемого рождалось у зрителей выставки, перед глазами которых только что на сцене завязалась драма жизни Эмили Марти.
Леош Яначек назвал свою оперу – «модерной исторической оперой». Живопись Андрея Мунтяна можно назвать «модерной исторической живописью». Она аутентична средневековой. Сюжеты, стиль, манера письма чудесным образом являются подлинно историческими, как если бы художник был истинным современником героев своих полотен, свидетелем описываемых им событий. Работы Мунтяна пронизаны покоем, мудростью, истинной верой, далекой от фарисейства. «Музыка небесных сфер», Благовещенье», «Явление Святого Духа» - живописные полотна высочайшего уровня, призывающие к несуетным, высоким раздумьям, звучащие чистейшим камертоном действительности. Они легко раздвигают временные и пространственные границы, превращая зрителей в желанных очевидцев и соучастников чуда материальной и духовной жизни.


Анна Грибкова

Design and programming by Pavel Mountian © 1999-2005
Version 3.2