Статьи о художнике Андрее Мунтяне::
"Мегаполис новости"
Кровавый взгляд Инеш Каштру 10/2003

Мунтян в Португалии.

Андрей Мунтян один из самых загадочных художников современности. Его картины, словно созданные рукой средневекового мастера, ставят в тупик, как зрителей, так и критиков. И действительно, непонятно, как современный художник может с массой мельчайших подробностей отобразить давно прошедшую эпоху или много веков назад умершего человека. Отнести эти точнейшие детали исключительно к фантазии художника просто невозможно. По словам самого Андрея, он способен наводить мосты между прошлым и настоящим и буквально “гулять во времени”.
С художником и его женой Еленой я знакома давно. А на днях, сидя у них в гостях, я смотрела новую, недавно выпущенную книгу о творчестве Андрея. Мое внимание привлекла одна из работ: молодая утонченная женщина в зеленом платье стояла на фоне средневековых сводов. От ее лица невозможно было отвести взгляда. “Это португальская королева Инеш Каштру, - объяснил мне Андрей. – На родине ее имя давно стало нарицательным. Если ребенок не слушается, плохо себя ведет, то любая португалка, будь то деловая женщина или дремучая полуграмотная бабка, из тех, что носят на голове корзину, обязательно ему скажет: “Ну что ты ведешь себя, как Инеш Каштру! Или ты хочешь так же кончить, как она?”. Как правило, после таких слов, малыш в страхе замолкает.
- И чем отличилась эта красотка? У нее была ужасная жизнь?
- Видишь ли, Инеш Каштру – реально живший исторический персонаж. И не столь поразительна ее жизнь, сколько то, что произошло после смерти. Уже будучи трупом, Инеш Каштру стала королевой Португалии и жестоко отомстила своим обидчикам. Признаться, это единственный случай в мировой истории, когда на трон восходят мертвецы.
- Но почему ты, Андрей – русский художник, решил написать португальскую королеву?
- Как обычно, к этой работе меня привела череда совпадений. Думаю, я как бы получил заказ с того света, ведь до меня ни одного изображения Инеш Каштру не существовало. Нигде в мире. А история нашего знакомства началась довольно обыденно - 3 года назад мы с Аленой решили посетить Португалию. Поехали, как обычные туристы… В те годы там практически не было русских. В турагентстве, куда мы обратились, вначале развели руками, и лишь спустя неделю предложили отправиться в небольшой курортный городок Фигеро де Фош. Как раз между Лиссабоном и Порто. Мы слышали и об этом красивейшем месте, о роскошном отеле, в котором нам предстояло жить, а потому с радостью согласились. Алена запаслась несколькими путеводителями, а я холстами и красками - я всегда беру с собой этюдник и, обычно, привожу из путешествий гору работ.
- И нехорошие предчувствия вас не напугали?
- Нас напугали местные цены. Прилетев в Лиссабон, мы решили немного погулять и чем-нибудь перекусить. Ведь мы были прямо с самолета и здорово проголодались. Идем мы по улицам, смотрим в витрины и дивимся. Какой-то костюмчик стоит полторы тысячи баксов, ботиночки – штуку. Заглянули мимоходом в пиццерию, а там каждая пицца, причем весьма скромного размера стоит не меньше 50$. Зашли в какую-то неопрятную забегаловку, смотрим, все салатики по 50 баксов. Признаюсь, меня прошиб холодный пот. Ну, думаю, придется сидеть в гостинице, где нас бесплатно кормят и не высовываться. При таких ценах нам даже чая на улице не выпить. И тут мы поняли, что речь идет не о долларах, а об эскудо, который обозначается тем же знаком $, только оценивается в 100 раз дешевле.
Но на этом наши страхи не кончились. На следующий день мы поездом двинулись в Фигеро де Фош. И когда состав остановился в месте назначения, нашему удивленному взору представился грубый дощатый забор, череда полуразвалившихся сараев, какие-то доки. Всюду пыль, грязь. Это был какой-то зашарпанный Мухосранск, а не дорогой заграничный курорт. Мы прошли на привокзальную площадь и увидели привычную “русскую” картину: неприглядные магазины, в кучах мусора ковыряются куры, а возле своих авто дожидаются пассажиров скучающие водители. Только вместо ржавых “копеек” на полуспущенных колесах стоят раздолбанные “Мерседесы”. Мы взяли одного водителя и с тяжелой душой (и здесь нам предстояло прожить 3 недели!), отправились искать отель. Скрипя, машина тронулась с места. И вдруг перед нами открылась роскошная набережная с высокими пальмами и дорогими ресторанами. Бирюзовое море, сияющее небо, чистейший желтый песок. Город утопал в солнце.
- А что же вокзал такой убитый?
- Португалия вообще страна небогатая. Там есть цивилизованные районы, но в остальном, как в российской глубинке - пылища, гуси, дребезжащий старый транспорт да унылая молодежь в стиле “уни-секс”. Что же касается самого города, то он состоит из 2-х центральных улиц. На одной из них стоит крупнейшее в Европе казино, куда съезжаются игроки со всего мира. А на второй, масса всевозможных развлекательных центров, художественных галерей, театров и концертных площадок. Кстати, все португальские города строились по одному принципу. Наверху, на вершине горы, возводился замок правителя. А вниз по склону строились дома, которые тянулись вплоть до моря. В случае войн или иных катаклизмов, жители скрывались в господском замке.
- А вы все время сидели на одном месте?
- Конечно же, нет. Мы объездили все окрестные городки, получили массу впечатлений, а в один из дней решили съездить в Алькабасу. На первый взгляд город ничем не отличался от остальных, если не считать кафедрального собора, причем такой красоты, что Нотр-Дам отдыхает. Мы зашли внутрь и были поражены его роскошью - высоченные потолки, резные колонны. А внизу, на мозаичном полу стояло 2 саркофага из белого мрамора - мужчины и женщины. Причем саркофаги были повернуты головами друг к другу. Так хоронили супругов, когда хотели, чтобы в день Страшного Суда они предстали перед Господом одновременно. Алена прочитала в путеводителе, что с захоронением связана какая-то лав-стори, но разбираться в тонкостях не стала. Просто запомнила имя женщины – Инеш Каштру.
- А я думала, что она вам сразу сделала заказ…
- Не смейся. Тогда ее имя ничего мне не говорило, и заказ на портрет я получил от вполне земного человека. Как-то мы зашли в одну из галерей недалеко от гостиницы и разговорились с ее хозяином. Я показал ему фотографии своих работ. И хотя был самый разгар сиесты, (а с 2 до 5 пополудни португальцы только и делают, что спят и едят), хозяин воодушевился и стал приставать, чтобы я написал для него картину. Думаю, он понял, что нашел золотую жилу, ведь галерейщик был настоящим предпринимателем. Помимо галереи, он держал несколько антикварных магазинов. По его словам, португальская аристократия не желала работать, а жить хотела красиво. И вот, постепенно, ценные вещи из замков перекочевывали в его магазины. Они действительно были роскошны - старинный фарфор, кровати под балдахинами.
Подумав, я согласился сотрудничать, но при одном условии. Раз я готов потратить на работу свой отпуск, пускай хозяин повозит нас по всей округе и покажет местные достопримечательности. Тот с радостью сказал, что как раз сегодня едет в Коимбру – городок 10 века, хранящий древние традиции. Мы отправились вместе с ним. По дороге разговорились. “А кто такая Инеш Каштру?” – неожиданно спросила Алена, вспомнив недавнюю поездку. В тот же миг галерейщик резко дал по тормозам и свернул на обочину.
- Зачем же так пугать людей, поминая покойников?
- Хозяин не был напуган, скорее, невероятно удивлен. “Мы только сегодня о ней говорили, - воскликнул он. - Ко мне пристал наследник Инеш Каштру и попросил сделать выставку ее портретов. По условию, их должны были написать современные художники. Но к кому бы я не обращался, - добавил он с грустью, - все отказываются, никто не может ее изобразить.” “А я смогу. – заявил я. - Этот заказ как раз по мне!”.
- Так кто же такая эта Инеш?
- Я вкратце расскажу историю, которую знает каждый португальский школьник. В 14-м веке у короля Португалии Афонсо 4-ого был сын - Педро 1-ый. Юношу женили на принцессе из Испании Констанции, но, едва увидев одну из ее фрейлин, он беззаветно в нее влюбился. Этой фрейлиной и была Инеш Каштру. Они стали любовниками. Как и следовало ожидать, Инеш стала оказывать на королевского сына слишком большое влияние. Тогда осторожный Афонсо отправляет любовницу сына в город Коимбру, где поселяет в замке, впоследствии названным Домом слез. Но в это время умирает законная супруга принца Констанция, и счастливый вдовец переезжает к изгнанной Инеш. У них рождается 4 сына - влияние Инеш все возрастает. И вот, воспользовавшись временем, когда принц находится в военном походе, старый король подсылает к его любовнице убийц. Ей перерезают горло. Педро возвращается и едва не убивает отца. Их кровную вражду прекращает только смерть старого короля, после которой Педро становится законным правителем Португалии. И тут происходит небывалый в истории случай. Мертвую Инеш эксгумируют, одевают в корону и мантию и сажают на трон. Весь двор должен был присягать ей, как действующей королеве Португалии. Придворным приходилось по очереди прикладываться к ее окостеневшей ледяной руке.
Что же касается убийц, то молодой король обещал им, в случае возвращения, помилование. Двое поверили и, вернувшись, были казнены самым страшным способом. Их сердца вынули не то из глаз, не то из задниц. А 3-й убийца отказался поверить королевскому слову и умер от старости на чужбине.
- Редко приходится слышать о такой любви. Эта Инеш хотя бы была красивая?
- Самое удивительное, что ее изображения не существовало! Даже на саркофагах в соборе, Педро лежал, как есть, целехонький, а лицо Инеш было изуродовано. По саркофагу стреляли наполеоновские солдаты и снесли королеве полголовы. В поисках хоть какого-нибудь портрета нам пришлось лазить по португальским библиотекам, просмотреть кучи книг. Все напрасно – никакого изображения Инеш Каштру так и не было найдено.
- Так как же ты ее написал?
- Я вызвал ее астральное тело из глубины веков, и она встала передо мной, как живая. На самом деле я сам не знаю, откуда берутся образы. Просто возникают в голове, и я их пишу. Я вообще не всегда властвую над своими персонажами. Часто складывается впечатление, что они меня самого ведут туда, куда им надо. Например, раму, в которой висит портрет, Инеш Каштру сама для себя выбрала.
- Это каким образом?
- У меня в форточке разбилось стекло, и мы с женой пошли в зеркальную мастерскую на Цветном бульваре, чтобы заказать новое. Это было маленькое, замшелое здание, просто домик на курьих ногах, где ничего приличного продаваться не могло. Вдруг вижу, торчит из-за угла какой-то резной уголок. Вытаскиваю – старинная, отделанная золотой парчой рама. Роскошная, дубовая вещь ручной работы, приблизительно 17 века. “Бог мой, - думаем. – Сколько же это стоит? Тысячу долларов, не меньше!” Мы подозвали мастеров, которые объявили, что хозяин велел ниже, чем за тысячу рублей ее не продавать. Естественно, мы тут же заплатили. Рама была тяжеленная, не меньше 20 кг. Я, вспотев, притащил ее в мастерскую и приложил к портрету Инеш Каштру. Холст точно, до миллиметра вошел в нее.
- А что в дальнейшем стало с работой?
- Цепь событий, связанных с ней длится до сих пор. У меня в Москве была огромная мастерская, где мы с женой раз в месяц устраивали светские посиделки. Я приглашал человек 30 – друзей, журналистов, потенциальных покупателей и показывал им очередную картину. В тот год, а дело было летом, стояла страшная жара. Я как раз рассказывал о гибели Инеш Каштру, как раздался звонок в дверь. На пороге стоял незнакомец, который оказался полномочным послом Португалии. Он сказал, что случайно услышал о планируемом вечере и решился прийти без приглашения. Слишком важным для него был повод – посол до сих пор чтит память королевы и ставит свечки за ее упокой. Мы удивились еще больше. Королева жила 700 лет назад, чего уж о ней так горевать?! Оказалось, посол - прямой потомок того самого, 3-его убийцы, который не поверил обещаниям короля и не вернулся на родину.
В следующий раз я пригласил в мастерскую только прессу. Собралось два десятка журналистов. К ночи народ стал расходиться. Вскоре остался только Олег Полукеев – главный редактор газеты “Московский предприниматель” и наш большой друг. Мы пили вино и болтали, стараясь придумать, как протолкнуть картину в Испанию или Португалию. Нам казалось, что именно там ее место. Развеселившись, Олег подошел к портрету и произнес: “Милая дама, мы очень просим – окажите содействие. Оно для вашего же блага”. Я стоял сбоку и вдруг увидел, что глаза Инеш налились кровью. Решил, что мне померещилось. Взглянул опять – нет, не показалось, глаза королевы светились зловещим огнем. Мне стало не по себе, да и время двигалось к часу ночи. Я предложил Олегу деньги на такси, но он отказался, сказав, что ему недалеко до дому. А наутро мы стали звонить Олегу на работу, затем домой. Жена сообщила, что Олег находится в больнице. Той же ночью, рядом с подъездом, на него напали и зверски избили. Хотели ограбить, но ничего, кроме бумаг не обнаружили. Олег пролежал в коме и умер через 3 дня, так и не приходя в сознание.
- А где картина сейчас?
- В 2000 году у меня была персональная выставка в Эстонском историческом музее, и портрет купил один из самых известных адвокатов страны. Но признаться, у меня впечатление что история, связанная с портретом еще не закончена.








Молостнова Дарья

Design and programming by Pavel Mountian © 1999-2005
Version 3.2