Статьи о художнике Андрее Мунтяне::
Газета "Нижегородские новости"
Свежий ветер перемен 07/1994

Выставка носит камерный характер, она невелика по количеству представленных работ, однако убеждает в незаурядности творческой индивидуальности автора, в необычности его творческой манеры.

Непросто складывалась творческая судьба Андрея Мунтяна. Кандидат математических наук, имеющий научные труды в области точных наук, он окончил Московский полиграфический институт и с середины восьмидесятых годов активно участвует в отечественных и зарубежных выставках изобразительного искусства, являясь членом Международной федерации художников.

Известность и признание пришли к художнику сначала и гораздо проще в ряда стран Европы и Америки. Значительно позже и сложнее приходит признание на Родине. Сегодня его имя ухе входит в академические справочные издания и международные энциклопедические словари.

В своем творчестве художник делает попытку выстроить образно-поэтическую модель мироустройства, интеллектуального развития человечества, обозначить глубокие связи человека с природой, которую он отождествляет с идеей Бога.

Остро чувствуя современность, художник напряженно ищет свои образно-пластические ключи к ее разгадке и постижению, по словам самого мастера, в "изнуряющем диалоге души с Природой через все более просветляющийся Дух". Его кисть "фокусирует" стремительный и многоликий поток событий во времени и пространстве различных исторических эпох, где методом натурного наблюдения, а где и "оперированием" предметным миром реальности с привнесением в него некоторой доли отстранения. Опираясь на классические традиции искусства старых мастеров, особенно Северного Возрождения, автор не избегает возможности введения в образный строй полотен элементов парадоксальной стилистики некоторых направлений трансавангарда волны 70-х - 80-х годов.

В поисках широких поэтических обобщений, емкой духовной оценки жизненных явлений Андрей Мунтян обращается к мифологическим, библейским и евангельским темам, к многозначности образа-символа, образа-метафоры, в которых воедино, слиты фантастика и нелегкий опыт реальной жизни.

В стремлении найти гармонические начала жизни автор смело пускается в "странствие" по всем эпохам, воскрешая на своем поэтическом Олимпе тени великих мучеников и мудрецов ("Раскаяние Петра"), легендарных отшельников и алхимиков ("Эликсир бессмертия"), астрологов ("Мистерия", "Астрология"). Картины космических видений ("Свободное падение", "Всюду жизнь") или неясных - "архаических" - воспоминаний ("Встреча с Мезозоем") сменяются натурными пейзажными образами со следами экологического разрушения (диптих "Экологический кризис").

Внутренним образно-философским камертоном изображенного автором многообразия путей поиска человечеством истины, остро фиксирующим взлеты и катастрофы человеческого духа, являются на выставке три полотна, посвященные жизни и мученическому подвигу Иисуса Христа: "Ecce-homo-11", "Несение креста" и "Распятие".

Именно в них прежде всего выражает автор свои личные мысли и чувства, свою боль, свое ощущение великой трагедии всей человеческой жизни. В этих полотнах также присутствует самое тесное соприкосновение с большими традициями мировой классики - ведь эту тему разрабатывали величайшие мастера мирового искусства прошлых эпох. И автор не только обогащает и продолжает традицию, но и полемизирует с ней, с самой идеей искупительной жертвы, создавая жесткий, почти гротескный в своем трагизме парафраз "Распятие" Веласкеса из монастыря Сан-Пласидо (Мадрид, Прадо). Вместе с тем авторские интонации веры и надежды уступают порой место глубокому скепсису.

В веренице разнообразных сюжетов, образов и тем в красочном многоголосии этой выставки взыскательный зритель, быть может, и не ощутит строгого единства стилистической органики. Не скроем, не все представленные в данной экспозиции работы одинаково равнозначны. Однако свежий ветер перемен, доносимый лучшими из них, поможет нам освободиться некоторых многолетних стереотипов массового сознания укрепить свой духовный иммунитет шире, свободнее взглянуть на окружающий мир.

В.Тюкина

Design and programming by Pavel Mountian © 1999-2005
Version 3.2