Статьи о художнике Андрее Мунтяне::
За семью печатями
Астральный заказ для художника 06/2008

Средневековье – самый любимый исторический период, который отражает на своих полотнах Андрей Мунтян. Он пишет картины узнаваемые, но в то же время не похожие ни на какие другие. В его работах вы не найдете скрупулезной географической точности, однако мастеру удается запечатлеть на холсте не только переживания и эмоции на лицах людей из далекого прошлого, но и передать особую энергетику эпохи. Мало того: как утверждает художник, ему при этом не надо фантазировать. Он сам часто является свидетелем многих событий, которые произошли задолго до его нынешнего воплощения.

Эффект присутствия

Многие бояться поверить в непрерывность жизни. Не знаю, почему. Я же хорошо помню свое прежнее воплощение, как жил в XV века в Нюрнберге. Был плохоньким, но богатым художником. Временами мне кажется, что я и не умирал никогда, и что мне уже более 500 лет. Но эта память – не единственное подспорье, которое помогает мне в сегодняшней работе. Когда мне нужна какая-то эпоха, я пользуюсь «мостом времени». В воображении я могу свободно перемещаться в любое место. Ну, в этом, казалось бы, нет ничего удивительного. Но в том-то и дело, что я реально встречаюсь с нужными мне людьми, нахожу одежду, интерьер и запоминаю все детали, стараюсь как можно быстрее вернуться и запечатлеть их на полотне. Такой «мост» открывается для меня в любую минуту. Надо только настроиться и отправиться в увлекательное путешествие. И действительно, несколько раз Андрею приходилось воссоздавать облик людей Средневековья, незаслуженно забытых, но внесших своими трудами значительный вклад в развитие человечества. Причем никаких изображений этих людей сегодня нет. Иногда ему, правда, удавалось найти размытые временем часто нечеткие барельефы на могильных плитах, а все остальное он, как говорит, домысливал сам, выходя в «астрал». Так случилось с портретом великого астронома Тихо Браге.

Однажды, путешествуя по Чехии, он оказался на Златой улочке, где в XVI веке жил известный всему миру алхимик, мистик и датский астроном Тихо Браге. Захотелось разыскать его могилу. Сейчас Андрею трудно передать те ощущения, которые он испытывал тогда, стоя в молчании перед медной плитой, но какая-то странная сила, исходящая от нечеткого надгробного изображения, настойчиво просила отобразить его на холсте.

Прошло несколько лет, и только в 2001 году он взялся за портрет. Трудности, которые возникали у художника с изображением на холсте практически каждой детали лица астронома, приводили в отчаяние.

- Вот тут-то и пошли мне подсказки из «астрала», - вспоминает Андрей. – Во время работы я услышал шепот, поведавший, что у Тихо Браге была больная щитовидка, поэтому я изобразил его с выпученными глазами. Постепенно портрет начал проявляться, но у меня никак не получался нос. В результате я нарисовал его искривленным. Лишь потом, когда работа была полностью завершена, листая книги, я узнал, что однажды с Тихо Браге произошла весьма неприятная история, оставившая на всю жизнь след на его лице. Поссорившись с одним из студентов по поводу какой-то математической формулы, он решил выяснить отношения с помощью шпаги. Короткий поединок на пустыре около кладбища закончился для Тихо Браге весьма плачевно – от удара шпаги он лишился части носа. После этого ему пришлось носить на носу протез. Но на этом мистика не закончилась. Я решил «одеть» Тихо Браге в бархатный камзол, который украсил крупными жемчужинами. Но так увлекся, что вскоре понял, что переборщил с украшениями. Убрав лишнее, я оставил одну крупную жемчужину, а когда отошел в сторону посмотреть, что получилось, то не узнал свою картину. Лицо астронома буквально разрывалось от гнева. Дальше работа не шла. Сначала он «буравил» меня глазами, «требуя» вернуть назад драгоценности, а потом несколько раз «выталкивал» меня из мастерской, создавая такой энергетический фон, что там было невозможно работать. «Но ты же не король, чтобы носить столько жемчуга», - пытался убедить я разгневанного Браге. «Я из знатного рода», - спорил он. В результате долгого «диалога» мы нашли компромисс. Когда я украсил кафтан мелкими жемчужинами, лицо астронома сразу же подобрело.

Загадки клана Розенбергов

К работам художника «мотивированным» историей времен Средневековья можно отнести портреты Перхты и Виллема Розенбергов, которые были написаны по эмоциональным ощущениям художника. Посетив «жемчужину Чехии» - древний средневековый город Крумвель, Андрей узнал о трагической судьбе клана Розенбергов, которая начинается в XII и заканчивается в XVI веке. Более 500 лет Розенберги владели практически всей южной и частично средней Чехией. Перхту, которая жила на рубеже XIV-XV веков, в народе прозвали Бела Пани, или Белой дамой. Она вышла замуж за герцога Лихтенбургского, но семейная жизнь не сложилась и, проклятая кланом Розенбергов, она вернулась в свой замок. После смерти душа ее не нашла успокоения из-за родового проклятия, и теперь дважды в столетие она неожиданно появляется в каком-нибудь родовом поместье.

- Я долго рассматривал портрет Перхты, который висит в музее города Крумвеля, - вспоминает художник. – Чопорная дама в кринолинах чертит прутиком на полу непонятные символы. Но во мне все бунтовало – она должна выглядеть совсем по-другому. После возвращения в Москву я решил написать портрет Перхты, и это оказалось не так сложно. Она сама мне помогла, проявившись в пространстве. Я просто списал ее портрет. Рядом с Перхтой в углу я изобразил алхимическую реторту. Еще я написал изумрудную скрижаль и несколько таинственных мистических знаков. Когда стал оценивать всю картину в целом, понял, что нарисовал слишком много символов. Они композиционно мешали работе. И я решил их стереть. Но не тут-то было! Через некоторое время знаки снова появились на холсте. Что я только не делал, пытаясь их стереть. В итоге даже решился счистить их шкуркой по краске. Но через некоторое время они опять проступили. Пришлось оставить все, как есть. Не знаю, может быть, загадочные символы – ничто иное, как ее послание потомкам?

Храм Мунтяна

В его средневековой коллекции уже более 200 полотен. В год художник пишет от 6 до 10 работ. Бывает и так, что работа над одной картиной продолжается всего несколько месяцев, а иногда и долгие годы. Так, три года он непрерывно «строил» на полотне свой храм. Завершив картину, художник назвал ее «Явление Святого Духа». В этой работе Андрей сумел передать зрительные ощущения огромной высоты величавого строения и одновременно на полотне присутствует эффект «трехмерного изображения». Правда, для этого ему пришлось несколько раз переписывать росписи внутри собора. Но после долгих трудов картина все же получилась объемной. В реальности же такого храма никогда не существовало. Он полностью придуман – от начальной архитектуры собора до мелочей в его внутреннем убранстве. Впрочем, одна деталь на этой картине все же является подлинной – это герб, изображенный на одной из колонн храма.

- Это наш подлинный фамильный герб, - рассказывает художник.

Дело в том, что Андрей Мунтян – потомок старинного княжеского рода Шаблыкиных и знаменитой купеческой династии Зиминых. Его прапрадед – Сергей Иванович Зимин – был почетным гражданином Российской Империи и владел множеством домов, в том числе и оперой Зимина (сейчас это Московский Театр оперетты). А дед Андрея, князь Шаблыкин, - профессор химии с консерваторским образованием, был известным ученым, хорошим музыкантом и прекрасно рисовал.

- Один из моих прадедушек по линии Шаблыкиных был женат на внучке короля Швеции. Таким образом, получается, что мы с нынешним королем Швеции Карлом Густавом XVI троюродные братья, - комментирует свое генеалогическое древо художник.

Андрей Мунтян считает себя христианином, который не вписывается по своим убеждениям в догмы церкви, потому что верит в переселение душ. Верит в то, что существует Книга жизни - банк информации о каждом человеке когда-либо жившем на Земле, и она доступна всем, кто стремиться ее читать. Свою же нынешнюю миссию он видит в том, чтобы выполнять «астральные» заказы и возвращать людям забытые имена.

Елена Еремеева

Design and programming by Pavel Mountian © 1999-2005
Version 3.2