Статьи о художнике Андрее Мунтяне::
Газета "Курс" Свободное падение 07/1994
"Мистический портрет" московского живописца Андрея Мунтяна на открывшейся в Художественном музее его персональной выставке представляется обобщенным образом Художника, которому дано провидеть будущее, заглянув в глубь явлений со всеми присущими им звуками и запахами. Потому так тяжел его взгляд на жемчужно-сером лице, раздуты ноздри, насторожены уши-локаторы. Провидения его безрадостны. Куда ни кинь взгляд - каменистая пустыня и чахлые кустики. Но - "Всюду жизнь", и жизнь начинается с яйца.
Любознательность стоила нашим прародителям райской жизни, но отнюдь не исчезла в далеких потомках. Вот "Мальчик с глобусом", сгорая от любопытства и закрыв глаза, протыкает рукой глобус, чтобы добраться до ядра Земли, до центра ее. Вот женщина в черном капюшоне держит в ладонях перекрученный "Нерв". Вот ученые мужи проводят "Алхимические опыты с эликсиром бессмертия".
Увы, многие ученые обессмертили свое имя научными открытиями, но оказались так же смертны, как и все. Эликсир бессмертия не принес и расщепленный атом, но Расщепленное Дьяволом сознание породило фашизм, сталинизм, социализм. Могло ли человечество избежать этой участи, если все было заранее предсказано пророками? В поисках ответа на этот вопрос многие обращаются сейчас к Библии и Евангелию. Андрей Мунтян - не исключение. Его картины "Раскаяние Петра", "Несение Креста", "Распятие", "Монахиня Елизавета Федоровна" - это попытка изможденного Разума обрести Веру и Истину. Он пытается обрести их не на праздничных богослужениях в храме, а в "Заброшенном монастыре", в тишине и покое, в посте и молитве, в раздумье и созерцании.
Прошлое - красная каменистая пустыня ("Встреча с мезозоем"). Настоящее - "Экологический кризис" (каменные "колодцы" - дворы современных городов). Будущее? Астрологи на картинах Мунтяна затрудняются с ответом, а может быть, художник просто не решается нам поведать о том, что узнал от них? Хотя какое-то представление об этом дает картина "Свободное падение": малые планеты, словно ядра, падают на опустошенную Землю.
Падение планет. Падение нравов. Свободное падение. Исчезла сила притяжения нравственных начал, культурных традиций. Андрей Мунтян пытается их возродить. И старинной техникой письма. И старинными сосудами и измерительными приборами в своих натюрмортах. И юными "грациями" на фоне не менее грациозных старинных колонн.
Жизнь продолжается. Она вслед за Ангелом вступает в "Следующий круг". Каким он будет, да висит и от нас с вами.
В. Седых |