Статьи о художнике Андрее Мунтяне::
Газета "Молодежь Эстонии" У каждого художника своя Джоконда 08/2000
Картины, как и люди, встречающиеся на нашем пути, ощущаются близкими или чужими, похожими на нас или абсолютно чуждыми по духу. И для встреч, и для картин существует свое время и место.
Выставка российского художника Андрея Мунтяна, открывшаяся 25 августа в Историческом музее на Пикк, 17, органично слилась со старинными ин- терьерами средневекового дома. Сюжеты, вынесенные художником на суд публики, неразделимо связаны с мировой историей.
По своей тональности, настроению картины Андрея Мунтяна близки полотнам средневековых живописцев. Излюбленная эпоха художника — средневековье, откуда этот необыкновенный несовременный человек черпает свои темы и вдохновение. Несмотря на положительный заряд энергии, который несут в себе выставленные в музее полотна, история жизни изображенных героев подчас очень трагична.
Есть у Андрея Мунтяна и своя Джоконда — трагически погибшая в XIV веке испанская красавица Инеш де Каштру. Ее портрет Андрей нарисовал под впечатлением от истории, услышанной во время поездки в Португалию. Инеш де Каштру — единственная высокородная дама, которая по желанию супруга взошла на престол мертвой. Будучи сначала возлюбленной, а позже — морганатической супругой инфанта Педро Первого, Инеш была умерщвлена по приказу его отца. Из-за ее гибели в Португалии чуть не разразилась гражданская война. Взойдя на престол, Педро Первый повелел изъять из могилы набальзамированное тело возлюбленной и провести официальную церемонию коронации. Так мертвая Инеш взошла на престол Португалии.
При приближении к портрету жившей в пятнадцатом веке Перхты Розенберг по телу по совершенно необъяснимой причине пробегает холодок. Блистательная наследница великого рода, на протяжении четырех веков правившего южной и средней Чехией, производит странное впечатление. Познакомившись с историей ее жизни, понимаешь, что Андрей Мунтян намеренно или случайно ввел своего зрителя в заблуждение. Это портрет не некогда жившей знатной дамы, а ее призрака — пять столетий бродящей по родовым замкам Белой Дамы.
Сюжеты картин российского художника, почти пять лет прожившего в Таллине, интригуют и заставляют задуматься. Картины — живой, энергетический организм, который сам диктует, где ему разместиться, заметил во время открытия выставки, организованной Балтийским от- делением Российского фонда культуры, Андрей Мунтян. Пройдет немного времени, они осмелеют и будут смотреться совсем по-другому. Приходите пообщаться с картинами. На открытии выставки Андрея Мунтяна присутствовали посол миссии ОБСЕ Д.Хертрамф, посланник консульства США в Эстонии Д.Браун, советник-посланник посольства РФ в Эстонии П.Кузнецов и советник А.Ро-зенбандт, депутаты Рийгикогу Е.Томберг, К.Оюланд, председатель Таллинского горсобрания Р.Воог, исполнительный директор Ассоциации крупных пред- принимателей Эстонии Я.Саар-нит, начальник "Ээсти раудтеэ" П.Юхневич и многие другие. Приехали друзья и спонсоры художника — генеральный директор российского производственного объединения "Восход" А.Голованов, руководитель Международного фонда по борьбе с наркотиками А.Федотов и руководитель Промышленно-страховой компании Д.Маркаров. Открытию выставки содействовали начальник "Ээсти раудтеэ" П.Юхневич и представители российской таможни.
|