Статьи о художнике Андрее Мунтяне::
Русский вестник Эстонии "День за Днем" На островке средневековья 09/2000
В Историческом музее открылась выставка живописи московского художника Андрея Мунтяна. Необыкновенный художник, и картины у него необыкновенные. Особенно одна из них...
Да и сама выставка началась необычно - с минуты молчания в память о погибшем экипаже подводной лодки "Курск". Директор музея Тоомас Тамла посчитал это необходимым, поскольку художник тоже российский. Не прыгай в воду...
Андрей Мунтян, несмотря на фамилию румынского происхождения (когда-то его предки были Мунтяну) - коренной москвич. Потомок старинного княжеского рода Шаблыкиных и знаменитой купеческой династии Зиминых. Прадед Николай Зимин, почетный гражданин Российской империи, владел в Москве множеством домов и Оперой Зимина (ныне театр оперетты).
Андрею Мунтяну уже за 50, а свои необыкновенные картины он начал писать не так уж давно - четырнадцать лет назад. Что же было до того? Окончил полиграфический институт, специализировался в промграфике. Рисовал рекламные плакаты, выходившие многомиллионными тиражами. И неплохие плакаты. Между прочим, в связи с этим имя Андрея Мунтяна уже упоминалось в эстонской печати -как обладателя гран-при эстонского конкурса плакатистов. Таллиннский приятель позвонил ему и сообщил об этом конкурсе. Андрей представил плакат "Не прыгай в воду в незнакомом месте". Он и был признан лучшим. В таллиннских трамваях пассажиры могли видеть и другие плакаты Мунтяна, предупреждавшие рыболовов об опасности подледного лова в ненадежном месте, а детей - об играх на тонком льду...
Вообще жизнь Мунтяна тесно связана с Таллинном. Он очень любит этот город, в 80-е годы даже жил здесь несколько лет. Просто приехал, снял квартиру и работал. Естественно, на открытии выставки он сказал много теплых слов о Таллинне. Счастлив, что работы его выставлены именно в Историческом музее, в центре Старого города. Сказал, теша наше самолюбие, что была возможность раскрутить выставку в Лондоне, но там, мол, нет такого места, как здесь... Можно было бы посчитать все это обычными комплиментами вежливого гостя, но ведь не для нас, а для читателей газеты "Московский предприниматель" написал он в марте этого года заметку, которая начиналась с такой фразы: "Хотел бы вновь очутиться в Таллине, единственном островке Средневековья на весь Советский Союз..." Не ведал же он тогда, что через несколько месяцев действительно окажется в эстонской столице.
Русский Веласкес
Удивительные совпадения, порой мистические, во многом определяют жизнь Андрея Мунтяна и историю создания иных его картин... Председатель Балтийского отделения Российского фонда культуры Марина Теэ, будучи в Москве, решала какие-то рутинные проблемы с тамошними чиновниками. В ожидании решения одной из них заглянула в Интернет, увидела картины Мунтяна и - все заботы ушли на задний план. Она бросилась разыскивать художника.
Сам он считает свою биографию ничем не примечательной. Учился, работал... Учатся и работают все, но далеко не каждый художник может похвалиться степенью кандидата наук. Да еще математических... Андрей не хочет об этом говорить, стесняется. Уже жалеет, что когда-то кому- то об этом сказал, и теперь каждый спрашивает. Действительно, математика нравится, одно время серьезно ею занимался, но никакого отношения к живописи это не имеет. Закрывая тему, признал: защитил диссертацию не без расчета - тогда кандидатам наук полагалась повышенная пенсия - 130 рублей... Тем не менее, некоторые специалисты полагают, что так точно выписанные детали на картинах Андрея Мунтяна объясняются его математическим складом. Художник не согласен: его кистью водят эмоции, а не математический расчет.
Хорошо, возьмем другое его увлечение - теннис. Андрей опять-таки отмахивается: это просто для поддержания хорошей формы, необходимой художнику. Но мы-то знаем, что, впервые в жизни взяв ракетку уже в зрелом возрасте, он заявил тренеру: буду играть здесь лучше всех. И ведь стал-таки чемпионом корта... Такой характер.
Так и в профессиональной своей деятельности. Был преуспевающим плакатистом - нет, все бросил и ушел в большую живопись. И теперь здесь всех удивляет: в такой манере никто сейчас не пишет. Так писали средневековые мастера. Не зря же испанцы, увидев его выставку, назвали Мунтяна русским Веласкесом... Андрей говорит, что этот стиль доставляет ему массу проблем. Последние - два дня назад, при пересечении российско-эстонской границы. Едва из поезда не высадили. Несмотря на многочисленные предупреждения и разъяснения, таможенники, как с той, так и с этой стороны границы, строго сдвигали брови, глядя на картины: это, небось, семнадцатый век, историческая ценность... И в Стамбуле устроители выставки потребовали экспертизу. Не счесть, сколько раз их приходилось делать, эти экспертизы...
В другом измерении
Андрей Мунтян оставляет впечатление благополучного и удачливого художника. Судя хотя бы по дорогим рамам на его картинах... Он и не скрывает: да, удачливый и благополучный. У него просторная и хорошо обставленная квартира в центре Москвы, ни в чем себе не отказывает, имеет возможность ездить по миру. Участник более сотни выставок во многих странах. Картины хорошо и стабильно продаются. Всего за эти четырнадцать лет он написал около 200 картин, и большинство из имеющихся представлены сейчас в небольшом зале таллиннского музея. Еще немного осталось дома. Остальные распроданы. Повезло и с женой. Елена, журналистка, не только рассказывает о творчестве Андрея, но и полностью оградила его от организационных хлопот. Ему остается только творить.
Благополучный и удачливый москвич, любитель тенниса и математики, а также светских тусовок в своей мастерской... Добавим, что в кругу знакомых художник слывет технарем, а в Таллинне он неожиданно проявил интерес к местной политике... И тем не менее живет Андрей Мунтян большей частью совсем в другом измерении. Свой приют нашел в средневековье. Поэтому так любит Таллинн - островок той эпохи. Есть у него такой островок и в Москве - мастерская.
Творчество Андрея Мунтяна, несомненно, принадлежит общеевропейской культуре. Своим талантом он заслужил право дописывать на холсте то, что не дописали живописцы, творившие столетия назад. Кисти Андрея, в частности, принадлежит уникальный портрет, представленный в Таллинне...
Один московский друг художника сказал на открытии, что каждый посетитель выставок Мунтяна всегда определяет для себя единственную картину, которая остается с ним навсегда. Если не физически, то мысленно. Еще до того, как он это сказал, я нашел такую картину. Нет, это не тот уникальный портрет, и вообще быть может, не самая значительная для него картина...
Три жемчужины
Не самая значительная? Ну что вы, ответил Андрей, услышав, что речь идет о картине "Душевные смуты молодого человека". Это -жемчужина. Одна из трех на выставке. Другие две - "Девушка в красном платке" и "В Гефсиманском саду". Было плохо с мамой, рассказал Андрей, очень плохо.
Обычно он пишет медленно, а тут произошел всплеск энергии, и он стал работать, отключившись от всего. Одновременно писал "Душевные смуты..." и "Девушку..." Потом взялся за старика. Когда закончил, оказалось, что это - Иисус Христос. Даже испугался. А болезнь отступила...
Если эти три картины - жемчужины, то каким словом обозначить портрет Инеш де Каштру? Об этой драматической истории Андрей узнал в прошлом году в Португалии. Сын португальского короля Афонсо IV принц Педро женился на испанской принцессе Констансе, но полюбил - одну из ее придворных дам, Инеш де Каштру, внебрачную дочь испанского короля. А после смерти жены стал с ней жить открыто. Португалия очень боялась попасть в зависимость к Испании, и Афонсо IV видел в испанке Инеш де Каштру опасность, тем более, что страхи нагнетали ее агрессивные братья. Воспользовавшись отсутствием Педро, король приказал убить Инеш де Каштру. Это случилось в 1355 году в резиденции Инеш, позже получившей название Дома слез. Через три года Афонсо IV умер, и престол наследовал Педро. Он разыскал бежавших в Испанию убийц своей возлюбленной и жестоко их казнил. Затем набальзамированное тело Инеш было извлечено из могилы и водворено на трон. В присутствии всего двора был совершен обряд коронования. Знать подходила к трону и целовала холодную руку мертвой королевы. После чего она была предана земле вторично...
Эта история потрясла художника, он загорелся желанием написать потрет Инеш де Каштру. В Португалии это имя известно каждому ребенку, оно воспето в пьесах и стихах, стало почти нарицательным. Но вот незадача - нет ни одного изображения Инеш де Каштру. Попытки создать облик легендарной королевы предпринимались, но ничего не получилось. Андрей Мунтян сказал тамошнему знакомому галерейщику: "Я смогу!" Но все-таки - какая она была, Инеш де Каштру? Хотя бы приблизительно? Никаких следов...
Потомок убийцы
"Я найду ее изображение!" - поклялся португальский журналист, с которым Елена, жена Андрея, познакомилась в булочной рядом с их домом в Москве - одна из удивительных историй, связанных с созданием этого портрета. Искал, искал тот журналист и, наконец, объявил: "Нашел!" И показал репродукцию картины Брюллова "Убийство Инеш де Каштру". Увы, Брюллов сделал акцент на убийцах, а лицо Инеш - в углу картины, скорее символическое изображение.
А вот еще одна история. Собрав у себя в мастерской очередную великосветскую тусовку, Андрей читал собравшимся португальский эпос. А когда приступил к главе, повествующей об убийстве Инеш де Каштру, раздался звонок в дверь. Вошел посол Португалии, узнавший об интересе московского художника к Инеш. Он благословил художника на создание портрета и рассказал, что каждый год ставит свечку за упокой убиенной, замаливая грех. Посол признался. что он - потомок одного из трех убийц Инеш де Каштру... Ее портрет Андрей Мунтян все-таки создал. Изучив португальскую историю и образы других женщин той поры. Дождался, когда облик легендарной Инеш явился ему в воображении - и взялся за кисть. Этот портрет находится сейчас в таллиннском Историческом музее. В роскошной раме, отделанной золотой парчой. Ручная работа, XVIII век... Андрей купил ее у одного антиквара за 800 долларов (тот поначалу настаивал на тысяче). Три года рама ждала свою картину...
А вот и финал: уникальный, единственный в мире портрет легендарной Инеш де Каштру навсегда останется в Таллинне. Он был куплен в первый же день выставки.
А в Чехии Мунтяна взволновала другая история любви, случившаяся там в середине XV века. Она нашла отражение в портретах Перхты и Виллема Розенбергов. Есть и портреты вымышленных, но бесконечно дорогих художнику персонажей.
...На следующий день он, свежий и бодрый, пробудился в девять утра, В Москве, говорит, такое немыслимо. Дома встает не раньше полудня, потому что Москва, в отличие от Таллинна, -тяжелый город, там каждый день выходишь как на битву за существование.
Он пошел с утра писать Толстую Маргариту, открывая новый проект "Таллинн - в картинах художников разных стран". К художнику подходили знакомые, здоровались, он отвечал, а вечером удивлялся: разве ко мне кто-то подходил? Он писал старую таллиннскую башню, уединившись на островке средневековья, столь милом его сердцу...
А. Бабин |