Статьи о художнике Андрее Мунтяне::
Газета "Нижегородский рабочий" Картина без рамы, что женщина без косметики 07/1994
Андрей Мунтян объездил полмира. Америка, Канада, Испания, Франция, Австрия, Италия, Чехословакия, Греция. Писал и привозил свои картины. Теперь выставка московского художника в Нижнем. Картины Мунтяна - отнюдь не ожившая реальность, ритм измеряется не сюжетом, а какой-то особенной своей закономерностью, присущей только вот этому движению, позе. И ни разу в упор, открыто не поймать взгляд.
- Андреи, а почему на ваших картинах взгляд всегда не на зрителей?
- Когда на вас смотрят в упор, это всегда претендует на диалог. А когда человек рассеян, смотрит в сторону, он погружен в самого себя. Вот это меня и интересует. Я снимаю оболочку и пытаюсь, особенно в портретах, найти внутреннее содержание, духовное поползновение, настрой. Мои руки следуют за поступающей сверху информацией, я пытаюсь ее реализовать, привношу свое умение - композиция, цвет, формат. Просто беру холст и снимаю слой за слоем, чем больше сниму, тем четче проявится. Это эзотерия, в которой я сам не могу разобраться. Природа подталкивает, остается следовать ей.
- Прежде вы рисовали плакаты. Разве здесь есть какая-то связь?
- Это, конечно, абсолютно разные вещи. Однако и плакат плакату рознь. У меня они были очень острые, построенные на идее, и тема ближе к средневековью. Плакат мне в свое время очень помог, но... Теперь в нем уже тесно. Эмоции захлестывают, я перехожу от идеи к идее, гуляю по временам.
- А какое предпочитаете?
- Средневековье. Я буквально купаюсь в нем. Точно знаю, что в 14-м веке я был художником. Это та эпоха, которую я люблю, я оттуда родом.
- Андрей, я слышала, что вы как-то особенно относитесь к оформлению выставок. Могли бы допустить, чтобы ваши картины смотрелись без рам?
- Картина без рамы - это как женщина без косметики. Чувствующий, понимающий искусство человек приобретает картины под определенный тон, интерьер, потолки. Поэтому чисто условные рамы, которые мы заказали у вас, простые, никудышные, они ничего не украсят. В принципе, можно было обойтись и без них. В прошлом году в Мадриде исполнилась моя мечта - заказал на две небольшие работы те рамы, которые хотел. С лепниной, под старину. Это было потрясающе! К сожалению, в Москве этого организовать не удается. Ну нет у нас багетных мастерских!
- А сколько картин вы привезли в Нижний Новгород?
- Тридцать. У вас идеальные условия, никогда у меня еще не было такого выставочного зала, как в Художественном музее. Аура, энергетика... Великолепно. И русские люди имеют особенный менталитет. Максимальное восприятие и оценка может быть только здесь. На Западе они только прикидывают: подойдет мне это или нет.
- Были ли такие выставки, о которых можете сказать: очень хорошо, желать больше нечего!
- Была одна, в Мадриде.
- Говорят, что людям творческим приходится нелегко. У них свой мир, своя жизнь, очень трудно совмещать, переключаться.
- Вероятно, да. Но мне не тяжело. Я люблю свой безумный мир. Очень люблю. В тот момент, когда работаю, буквально растворяюсь в нем, ухожу с головой, гуляю по временам. Совершенно обычный, такой как и все, а у холста вдруг включается музыка.
- Вы предпочитаете приглушенные тона?
- Вообще-то у меня преобладает охра. Но в последнее время что-то меняется. "Музыканты", "Алхимики" - эти вещи очень экспрессивные по цвету. Тут решается другая задача, изображение как бы материализуется, как будто сходит с холста. Вам не показалось, что они уже здесь?
- Да, действительно, в какие-то моменты изображение было настолько реальным, даже потрогала монеты на ваших "Музыкантах".
- Когда я писал "Алхимиков", в мастерской вдруг запахло плесенью.
- С огнем играете?
- Да, наверное. Ну что ж, буду отвечать перед Богом.
Вопросы задавала И. Суханова |