Статьи о художнике Андрее Мунтяне::
Газета «Молодежь Эстонии» №202 (12342) Картинки с выставки и с улицы 09/2000
В нашем городе много хорошего. Взять хотя бы уютное очарование старой архитектуры. Неуклюжее вторжение в силуэт города безобразного конструктивизма построенных и строящихся высоток не в счет. Нужно настраиваться на хорошее. Пусть организованно вползающие в небеса геометрические объемы строящегося отеля «Хилтон» будут противоположностью обжитому очарованию городского средневековья. Контраст полезен тем, что дает возможность максимально приблизиться к объективной оценке явления. Чем безобразней безобразное, тем прекрасней прекрасное. Разительный контраст полезен вдвойне.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на такую особенность, Все, что выставлялось в последнее время в художественных таллиннских галереях, было сродни авангардной геометрической прямолинейности наших передовых архитекторов. Даже смелее. Смелее, чем, скажем, стремянка, венчающая высотное здание Юхис-банка. Поэтому давно хочется обо всем передовом писать тоже по-передовому. К примеру, взять и не пригласить читателей посетить выставку певца и ваятеля колюще-режущих предметов Хейно Мюллера в галерее «Ваал». Потому что она уже закрылась. Закрылась выставка нарядных живописных разводов Хели Тамбур в галерее «Саммас». Перестало пикать, пытаясь возбудить в нас «души прекрасные порывы», компьютерное обеспечение на выставке шелкографии Малле Лейс в Художественной галерее на площади Свободы, Она перестало пикать, потому что эта выставка тоже закрылась. Закрылось много выставок. главное достоинство которых именно в этом. В том, что они закрылись. Хотелось бы в связи с этим предложить отойти от переполненного условностями этикета, традиций и привычек. Было бы более правильно устраивать праздник с легкими спиртными напитками не в день открытая выставки, а в день ее закрытия. Если, конечно, выставку характеризуют именно авангардные причуды с воинствующим и враждебным отторжением прекрасного.
К редким выставочным событиям. идущим вразрез с упомянутой выше страстью к беспредельному духовному минимализму, можно отнести открытие выставки живописи московского художника Андрея Мунтяна. Она открыта в Историческом музее стараниями Балтийского отделения российского фонда культуры. Стильные сюжеты господина Мунтяна историчны и расположены в уютной эпохе средневековья. Хорошо, что на выставке нет признаков надоедливой современности и вездесущей актуальности. Стиль работ говорит о том, что они создавались в те времена, когда современности не существовало. Во всяком случае, для автора. Существовало то время, которое ему было необходимо. Это лишний раз доказывает то, что все утверждения о необратимости времени сильно преувеличены. Одно из главных ощущений от представленной живописи - это абсолютная уместность и закономерность ее появления вообще и в Таллинне в частности. Просвещенное преклонение перед изысканной эстетикой золотых времен духовного ренессанса - свойство нынче редкое и весьма уважаемое. Действенное преклонение, отраженное в блистательных живописных репликах, достойно восхищения. Можно вползти в творчество художника с увеличительным стеклом дошлого критика и найти ряд композиционных, колористических или просто анатомических погрешностей, но не хочется. Все это скорее отражение личных привязанностей "придирчивого зрителя, нежели свойства объективно качественной живописи Мунтяна. Можно сделать вывод. Историческому музею Эстонии повезло, остановившееся в его залах время сбито с толку ожившей действительностью далекого средневекового прошлого. Можно еще раз напомнить, что реанимационная помощь пришла из Москвы.
А. Борисов |