Статьи о художнике Андрее Мунтяне::
Журнал "Моя Москва" Художник - это слуга Божий 08/2003
Андрей Мунтян – самый неординарный художник нашего времени. Его картины постоянно вызывают споры критиков: что это – копирование, стилизация под старину, лжереанимация Средневековья? Его картины останавливают зрителей: как, каким образом художник до мельчайших подробностей способен отразить прошлое и воссоздать образы, утраченные историей? Даже для посвященных его картины – это зашифрованный путь интеллектуальной исповеди.
Творчество Андрея Мунтяна не вмещается в традиционные границы жанра, оно шире и масштабнее авторской индивидуальности, оно стихийно, но гармонично как Божественная просветленность. Кажется, что пролетая над нами в небесах, художник ошибся веком и пространством, а Бог заставил его отчитаться письменно.
Творчество Андрея Мунтяна сакрально – оно плод его реинкарнации. «Я жил в ХУ веке в Нюрнбереге. Помню, что я был художником, не слишком талантливым, но неплохо зарабатывающим. Хорошо помню свой роскошный трехэтажный дом, друзей, себя в широкополой шляпе с кистью в руке. Временами мне кажется, что я никогда не умирал, - говорит о себе Андрей. – ХХ век не переношу физически. Здесь сейчас я просто существую, а живу я там. Там все – мое. Все родное».
Он, бесспорно, художник-философ, отражающий ипостаси мироздания в его законченных формах, но он же и художник-мистик, обладающий фатальными тайнами вечных истин. Его Средневековье эмоционально окрашено, одушевлено, многозначно. «Мне кажется, что человечество бесконечно ткет какой-то ковер. Но только мы ткем его с изнанки: кто-то обметывает края, кто-то ткет середину – самое главное… И только по прошествии времени можно увидеть, что уже соткано – ужас или красота неописуемая. Ковер, сотканный в эпоху Возрождения, прекрасен, ковер ХХ века – жуть, с его войнами и хаосом…».
Свой метод изображения Андрей Мунтян определяет как «психологический реализм», базисом которого служит аксиома: «Красота спасет мир». Это – единые и естественные органические части этого парадоксального художника, живущего на стыке двух миров: реального и фантастического. Свои картины художник создает как книги познания бытия и возвращения к себе самому. Каждым своим полотном он доказывает нам, что мы живые, что есть Душа, а в ней Любовь.
Художник родился в 1949 году в Москве в самом знаменитом роддоме Грауэрмана на Арбате. С рождения его окружали полотна «старых голландцев», антикварная мебель, классическая музыка, литература. Он из старинного княжеского рода Шаблыкиных, поселившегося в Москве в 1524 году, имеющего родственные связи с королевской семьей Швеции, а также со знаменитыми купцами Зимиными, один из которых, прадед художника, был удостоен звания «Почетный гражданин России», другой построил в Москве Народную оперу, на сцене которой выступали Шаляпин, Лемешев, Собинов. Родители Андрея – художники. Странная же фамилия Мунтяну, из которой исчезла последняя буква, уходит корнями в румыно-молдавские земли.
Известность и признание пришли к художнику из Европы и Америки. Там его называют «современным Веласкесом России». Родина же разглядела его гораздо позже. Сейчас А.Мунтян член Международной ассоциации художников и Союза художников России. Сегодня его имя входит в международные справочные издания и художественные энциклопедии.
Вера Болдычева |