Статьи о художнике Андрее Мунтяне::
"Мегаполис новости"
Ян Гус перед казнью сбежал с картины 08/2002

Андрей Мунтян.

Живопись Андрея Мунтяна вызвала у меня недоумение. “Какая ловкая стилизация “под старину” – подумала я, - типичное Средневековье. Монахи, рыцари, нищие с осликами, древние замки, высоколобые дамы в кринолинах, мужчины в камзолах”… “Это не копии и не умелая стилизация, а настоящее Средневековье – обиделся Андрей. – Не раз мои работы изучались искусствоведами, а сколько было проведено экспертиз! Все они доказали, что картины действительно написаны средневековым мастером, т. е. мной. В 15 веке я жил в Нюрнберге и был художником - не слишком талантливым, зато коммерчески успешным, а потому хорошо зарабатывал. Возможно, я с тех пор и не умирал.”
- Андрей, вам не кажется такое утверждение несколько странным?
- Вся моя жизнь – сплошная мистика. По маме я “голубокровный”. У нас в роду были князья Шаблыкины - древнейший род, которому принадлежал едва ли не весь центр Москвы, а родовое имение располагалось в нынешнем Музее Революции. От былой роскоши у мамы сохранилось несколько древних картин, мебель красного дерева, и когда я в младенчестве лежал в резной, инкрустированной перламутром кроватке, то целыми днями на них смотрел. В один из таких созерцательных периодов мне открылась моя предыдущая жизнь. Я вспомнил ее всю до мельчайших подробностей - улицу, на которой жил, свой роскошный 3-хэтажный дом, друзей и себя в широкополой шляпе с кистью в руке. Естественно, в нынешнем воплощении мне ничего не оставалось, как вновь стать художником и убежденным мистиком. Я думаю, существуют особые “каналы времени”, по которым мы можем переходить в прошлое и обратно. Я ими пользуюсь постоянно. Когда во время работы мне нужно увидеть, как выглядит давно умерший человек, то просто перемещаюсь по этому каналу на несколько веков назад. Встречаю его где-нибудь на улице, запоминаю и возвращаюсь “в сегодня” за мольберт. Иногда так и хожу туда сюда по мосту времени.
Как оказалось, людей, подобных мне не так уж и мало. Буквально в прошлом году в Москву приезжал венгерский писатель Власлов Бита, автор книги “7 ключей к вратам рая”. Успешный врач-физиолог, он разработал лекарство от глаукомы и, переехав в США, стал миллионером. Но, устав клепать деньги, Власлов вернулся на родину и начал писать книги. Во “Вратах рая” он описывает библейскую историю Сары и Авраама, причем в таких деталях и подробностях, о которых никто, кроме участников знать не мог. Мне писатель признался, что и у него есть канал времени, только “прорыт” он гораздо глубже, чем мой. При всем том Власлов убежденный атеист, не верящий ни в Бога, ни в Черта.
- Вы говорили, что с каждой картиной у вас связана загадочная история.
- Расскажу самые яркие из них. Вы когда-нибудь были в Чехии? Мы с женой много путешествуем по миру и несколько лет назад в очередной раз попали в Прагу. Это потрясающий город-сказка, самое мистическое место на земле. Советую обязательно съездить - более интересного, красивого и сумасшедшего города в мире нет. Причем, дорога туда не дорогая, а еда и жилье стоят сущие гроши. Обычно я хожу, задрав нос кверху, а жена смотрит в путеводитель и говорит, куда необходимо зайти. Когда мы проходили мимо одного из соборов, жена сказала, что здесь находится могила Тихо де Браге - посвященного в тайны изотерики мистика, датского астронома, учителя Кеплера, (того самого, который создал схему солнечной системы).
Тихо де Браге жил на рубеже 16-17 веков. В те годы в Европе царила инквизиция. Шли гонения на ведьм, колдунов, а так же физиков и астрологов – их пытали, сжигали на кострах, подвергали аутодафе. Как и многие известные ученые, Тихо Браге нашел спасение у короля Чехии Рудольфа II, которого в народе прозвали Рудольф Сумасшедший. Король был помешан на всем необычном и тратил огромные средства на закупку редких диковинок. Со всего мира стекались к нему древнейшие фолианты, инкунабулы, алхимические перегонные реторды. Рудольфом был построен целый город колдунов. Однажды мы попали на Злато улочку, где располагались разноцветные, маленькие, как у Дедушки-тыквы домики - встать в полный рост внутри было невозможно. Это были жилища алхимиков. И судя по королевскому богатству, о котором ходили легенды, алхимики действительно научились получать драгоценные металлы.
- И великий ученый Тихо Браге тоже делал из свинца золото?
- Он занимался классификацией попадающих к королю диковинок – описывал их и систематизировал. Прославился же астроном тем, что, лазая по развалинам старинной синагоги, нашел микросхему, которая оживляла Голема – огромного глиняного человека.
- А почему именно под останками синагоги?
- В любом старинном городе Европы самыми красивыми и мистическими местами были те, в которых жили евреи. В Праге это Жидовский квартал, в котором за 50 лет до правления Рудольфа жил богатый еврей, ростовщик и ученый Мордехай Мисли. Его глиняное создание – Голем был неуничтожим, мог двигаться и выполнять приказы – в лоб глиняного человека была вставлена микросхема или, как мы сейчас говорим, компьютерный чип. Голем призван был защищать еврейский народ от поработителей, но когда микросхема сломалась, вышел из повиновения и стал всячески вредить. Глиняшка топтал людей и рушил города, пока кто-то, изловчившись, не вырвал микросхему из его лба. По преданию, неисправный чип был захоронен в могиле у самого Рудольфа Сумасшедшего или у Тихо Браге. Прошло 4 года после моего возвращения, и я написал его портрет.
- А почему у вас астроном такой кривой и пучеглазый?
- Именно таким я встретил его однажды на чешской улице, когда блуждал во временах. Кстати, ни в книгах, ни в интернете его изображения нет. Сам не понимая почему, я нарисовал ученому кривой, изуродованный шнобель, и уже в дальнейшем узнал, что в юности астроном участвовал в рыцарских турнирах, в одном из которых нос ему отрубили. С тех пор он носил на лице серебряные пластины. Кроме того, астроном страдал щетовиткой, и, как все больные, имел слегка выпученные глаза. Когда лицо было закончено, я стал писать одежду, и изобразил на его камзоле ожерелье из крупных жемчужин. Смотрю на портрет - вид у Тихо Браге довольный, лицо так и сияет. Но, подумав, я решил ожерелье убрать - астроном не должен быть одет излишне роскошно, как король. В тот же миг глаза ученого налились кровью, а лицо перекосилось от злости. Мы бились насмерть - я не мог работать, портрет буквально выбрасывал меня своей энергетикой прочь из мастерской. Не выдержав, я сдался и пририсовал ему маленькие жемчужины. После найденного компромисса астроном успокоился.
- Правильно, зачем обижать больного старика.
- Недавно в Российском фонде культуры мне посоветовали предложить портрет чешскому посольству. Собирая документы, я обнаружил, что Тихо Браге умер ровно 400 лет тому назад – портрет был написан в годовщину его смерти, а я выполнил астральный заказ, продиктованный мне астрономом с того света.
Возвращаясь к поездке, скажу, что из Праги мы двинулись на юг и оказались в Чешском Кромвеле (Чешском Кремле). Этот древнейший город был окончательно достроен в 16 веке и остался неизменным до наших дней. Все стены домов до сих пор испещрены фресками на алхимические темы – ученые, заливающие составы в огонь, прикованный цепью медведь, дракон, и пр. В Кромвеле мы непрерывно слышали имя Розенбергов – богатейших владельцев города и еще других 7 чешских городов. С их прапрабабушкой Белой Пани связано удивительное поверье. По преданию она вышла замуж за графа из соседнего графства, но что-то у них не сложилось, и девушка вернулась домой. Ей в след послали проклятия, она ответила тем же. Род ее мужа вскоре загнулся и исчез с лица земли, а астральное тело Белой Пани так и не нашло себе покоя. Каждые 50 лет в разных городах, принадлежащих графу, стало появляться ее приведение. В 19 веке полупрозрачный силуэт видели в коридоре библиотеки иезуитов – настоятель ордена столкнулся с ним нос к носу.
- Наверно, настоятель изрядно выпил.
- А в предпоследний раз приведение появилось при огромном стечении народа. Это произошло в городе Розенберге у самой границе с Австрией. Фашисты заняли подходы к городу и уже готовились водрузить свое знамя на замке Розенбергов, когда на его крыше появилась Белая Пани и погрозила немцам призрачным пальчиком. Этого оказалось достаточно - город не был взят, и знамя не было установлено. В Чешском Кромвеле висит ее портрет – дама с буклями и в кринолинах чертит вокруг себя прутиком какие-то тайные знаки. Считается, что с каждым годом этих символов становится все больше, а тот, кто их разгадает, освободит астральное тело девушки. Бедняжка обретет покой и навсегда уйдет из этого мира, но перед уходом откроет своему освободителю, где находятся гигантские богатства рода Розенбергов. Даже сейчас слух о них не дает покоя кладоискателям всего мира. Но до сих пор таинственных знаков никто не разгадал, а если верить преданиям, приведение должно было появиться еще раз – последний в 20-м веке. И астральное тело появилось… у меня в мастерской.
- Вы узнали, где спрятан клад?
- Нет, я сделал портрет Белой Пани. Когда мне нужно было сделать таинственную надпись, то написал первую пришедшую в голову ахинею, да еще задом наперед. Однако, когда портрет был закончен, понял, что буквы “не катят” и замазал их толстым слоем краски. Наутро надпись появилась вновь. И что только я с ней не делал – зашкуривал, покрывал лаком, каждое утро она продолжала проступать. Я так и не смог ее уничтожить и махнул рукой - даже под слоями краски надпись отчетливо видна.
Но, пожалуй, наиболее таинственным персонажем, которого мне когда-либо приходилось писать, был знаменитый профессор теософии, богослов Ян Гус. Тоже, кстати, житель чешского города Табора
- Этого Ян Гуса, кажется, сожгли?
- Да, и я написал его портрет - философ в ночь перед казнью. В Москве ко мне в мастерскую часто заходил знакомый бизнесмен – наполовину чех, и каждый раз спрашивал, интересует ли меня личность Ян Гуса. А в прошлом году решил мне это портрет заказать. Я приступил к работе, и, как обычно бывает, изображения богослова нигде не обнаружил. Это казалось странным. Ян Гус был известнейшим человеком - преподавал в ряде европейских городов и даже сам основал университет в Таборе. Он первым сказал, что причастие должны принимать все одинаково, (а в те времена священники принимали причастие хлебом и вином, а местный люд только хлебом), выступил за то, чтобы проповедь читать не только по латыни, но и на чешском, чтобы люди могли понять, о чем говорят священники. Он считал, что церковь не должна забирать себе новых наделов, что с крестьян нельзя брать налоги и т. д. Узнав о его взглядах, папа римский порекомендовал еретика сжечь, что и было исполнено.
Ни один человек на моей картине не пугал меня так, как этот Ян Гус. Когда работа только была начата, посреди ночи раздался телефонный звонок. Я схватил трубку, но она ответила молчанием. Оказалось, кто-то звонил из пустой мастерской – перед уходом я сам запер ее на ключ. История со звонком повторилась перед самым окончанием работы. А в один из дней, когда картина двигалась к завершению и фигура была написана, “как живая” я отошел, чтобы попить чайку. Возвращаюсь – волосы у меня на голове зашевелились - на полотне стоит пустое кресло, а Ян Гуса в нем нет. Ушел.
- Так профессор вернулся?
- И до сих пор висит у меня - бизнесмен отказался забрать картину. Он сказал, что портрет его пугает. Он, мол, предназначен для дворца, у него всего-то 4-х этажный особняк.



Молостнова Дарья

Design and programming by Pavel Mountian © 1999-2005
Version 3.2