Статьи о художнике Андрее Мунтяне::
Моя Москва Андрей Мунтян: Вне времени, пространства и себя 03/2006
Андрей Мунтян – известный российский художник, чьи картины на протяжении длительного времени являются предметом пристального внимания искусствоведов и охоты коллекционеров. Они выполнены в практически утерянной европейской технике письма и представляют собой стройную эстетическую систему, отражающую особое, сакральное восприятие этим необычным художником истории и времени: прошлого, настоящего и будущего.
- Андрей, ты как художник особым образом ощущаешь и отражаешь эпохи. В чем ты видишь особенность сегодняшнего момента жизни.
- Это – полярность. Разграничение. Социум, поглощающий материальное: деньги, дома, машины – это с одной стороны. И с другой – малая горстка тех, кто желает иного. Эта поляризация общества будет увеличиваться все больше и больше, и в конечном итоге приведет к серьезным изменениям. Зарождение новой популяции людей неизбежно.
- По твоему мнению, поляризация происходит исключительно на материальной основе?
- Вовсе нет. Основа может быть любой: разная литература, разная музыка. Почему появляются люди, которые читают Майринка, Лагерквиста, Перуца и не признают литературные суррогаты вроде Дэна Брауна. Для этих людей глубокая искренняя литература и искусство – необходимая пища.
- Андрей, твои картины совпадают с определенным временным периодом. Когда-то ты говорил, что сам родом из Средневековья. Это так?
- Ничего у меня средневекового нет. И символики нет. Быть может только цвет… Я стремлюсь к реалистической подачи пространства и построения фигур. Да, мне интересны религиозные темы. Но разве Ангелы – это Средневековье. Они существовали прежде, существуют и сейчас. Определения стиля картины – это шаблон, привнесенный извне, от зрителя. Люди смотрят и видят то, что видят, а потом водружают табличку: «это средневековые картины». Что я должен делать, если все вокруг твердят одно и то же. А для меня – это всего лишь эстетические знаки, но кто знает, как выглядит эстетика прошлого и будущего? Будущее, настоящее и прошлое – все переплетено. Времени нет. Может, абстракционизм, построение картин через цветовые пятна, идет из глубочайшего прошлого, из наскальной живописи? Кто может взять на себя миссию единственно верной трактовки современности?
- Андрей, ты пишешь картины – важно ли для тебя, чтобы они пришли к человечеству, чтобы люди их увидели? Волнует ли тебя, в чьи руки попадет твое произведение?
- Мне это не важно. Картина сама разберется. Кроме того, мои критерии оценки человека или ситуации могут быть ошибочными. Передо мной стоит персональная задача: качественно выполнить урок. Для этого мне даются возможности и необходимая информация. Зачастую эта информация проявляется в картинах. Мне интересно погружаться в некие вибрации, входить в мир новых энергий, чувствовать освобождение.
- Как ты ощущаешь плоскость живописного полотна?
- Любой человек, занимающийся творчеством – не обязательно искусством! – создает некие пространства, коих в природе бесконечное разнообразие. Художнику даются возможности создания не материи, а жизненного пространства, которое потом заселяется и обживается образами – так строится новый дом. Если рассматривать полотно через лупу или микроскоп, увидишь всего лишь хаотическое нагромождение частиц краски. Между тем один, подойдя к полотну, увидит некий мир, а другой пройдет, не заметит картины. Это потому, что все мы – из разных пространств, из разных измерений, и видеть одинаково нам не дано…
- Есть ли в судьбе художника избранность?
- Сложный вопрос. Мне кажется, избранность все-таки присутствует. Художник чем-то не похож на других. Возможно тем, что создает некий продукт, который не все могут повторить и даже воспринять, хотя многие пытаются выдавать себя за художников. Но «я не люблю, когда маляр негодный мне пачкает Мадонну Рафаэля». А это, к сожалению, присутствует во всех сферах нашей жизни.
- А как определить истинность художника?
- На это вопрос никто не знает ответа. Да, все решают разные задачи, и все, безусловно, имеют право быть, раз родились. Это – тайный урок, а где истины – не знаю.
- Ты хотел бы встретиться с картиной, которую написал 10 лет назад?
- Ни в коем случае! Эти произведения отсохли и забыты.
- Какую из своих картин ты сегодня любишь больше всех?
- Наверное, это «Девочка в голубом платке». Есть картины, к которым я отношусь с симпатией. Я с интересом их рассматриваю, но взрыва эмоций не испытываю. Главное для меня – идти вперед, жить без оглядки, ведь и у жизни нет заднего хода. Художник, как мне кажется, - это и есть человек, который живет, не оглядываясь назад.
Елена Гончарова |