Статьи о художнике Андрее Мунтяне::
Новая деревня
Московские встречи 02/2008

Московский художник Андрей Мунтян, друг и поклонник журнала «Новая Деревня», как известно, почти безвыездно живет в Черногории – мастерская его в центре древнего города Будва, на самом берегу Адриатики.

Андрей Мунтян иногда навещает родную Москву. По приезде устраивается большая выставка его картин, встреча с друзьями и коллекционерами. На этот раз, как и год назад, вернисаж художника проходил в клубе «ЖЗЛ».

Клуб «ЖЗЛ» известен своими изысканными традициями. Здесь регулярно проводятся вернисажи и литературные вечера. Традиции эти, очевидно, возникли не случайно – особняк на Садово-Черногрязской, где располагается «ЖЗЛ», когда-то принадлежал славному семейству купцов Алексеевых, именно здесь родился известны потомок семьи – Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев). С этой точки зрения, кстати, проявилась любопытная параллель: в доме потомков купцов Алексеевых выставляется потомок купцов Зиминых (бабушка по линии матери, воспитавшая Андрея Мунтяна, Т. Н. Зимина по его слова, очень повлияла на его мировоззрение).

Удивительно, насколько гармонично картины Андрея, стиль которых искусствоведы называют «неоклассическим», вписываются в необычный интерьер клуба. Здесь нет высоких потолков и специальной подсветки, но натюрморты, портреты, пейзажи, графика не кажутся чужеродными, а составляют убедительную экспозицию; послание, которое несет каждое произведение художника, внятно прочитывается доброжелательными зрителями. Возможно, тому способствует атмосфера уважения к искреннему искусству и бережное отношение.

Вернисаж открыли Ирина Кленская, ведущая радиостанции «Говорит Москва», и Станислав Айдинян, известный искусствовед. Айдинян подчеркнул, что картины Андрея Мунтяна не только выполнены в прекрасной практически утерянной европейской технике письма, но и представляют собой стройную эстетическую систему – гармоничный, последовательно выстроенный мир.

Мы, разумеется, задали несколько вопросов художнику…

НД: Ваши картины эстетически совпадают с определенным временным периодом, поздним Средневековьем – это случайность?

А.М.: Времени нет, значит, нет никаких периодов! Все переплетено – будущее, настоящее, прошлое. Кто знает, где эстетика прошлого, где эстетика будущего. Может, абстракционизм, построение картин через цветовые пятна, идет из глубочайшего прошлого, из наскальной живописи. Кто может присвоить себе право единственно верной трактовки современности?

НД: Однажды вы сказали, что родом из Средневековья?

А.М.: Но картины я пишу не средневековые. Я стремлюсь к реалистической подаче пространства и построения фигур. Да, мне интересны религиозные темы, я их беру. Одежда нейтральная. Ангелы – это Средневековье? Ангелы существуют, существовали и будут существовать! Определение стиля картин – это шаблон, который привнесен извне. Люди смотрят и говорят: «мы видим средневековые картины».

НД: Для вам важно, в каком доме окажутся ваши картины?! Каков будет владелец – добрый или злой?

А.М.: Сейчас уже не важно, картина сама разберется, она выберет себе и дом, и будущего хозяина. Мои критерии могут быть совершенно ошибочными. Еще Поль Валери писал: «у книги, как и у человека, есть своя судьба, непредсказуемая». То же относится и к картинам…

P.S. Мы же, в свою очередь, благодарим судьбу за то, что она позволяет нам радоваться живописи мастера и следить за тем, как меняется и развивается его творчество.


Design and programming by Pavel Mountian © 1999-2005
Version 3.2