Статьи о художнике Андрее Мунтяне::
Галерея изящных искусств Художник-визионер 02/2011
В Галерее на Гоголевском проходит выставка работ российского художника Андрея Мунтяна, проживающего в данный момент в Черногории. Андрей Мунтян любит старинные готические замки и мрачные семейные предания. Еще он верит в реинкарнацию и считает, что информация о судьбе каждого человека хранится в особой Книге жизни, которую надо только уметь прочитать. И очень любит город Таллин, строгий западноевропейский облик которого очень созвучен его мировоззрению.
К живописи Андрей Мунтян пришел уже в достаточно зрелом возрасте. Сначала были обучение в Московском полиграфическом институте, кандидатская диссертация по математике, работа в сфере промграфики, создание плакатов, предупреждающих об опасностях хождения по тонкому льду и прыжков в воду в неположенном месте. А со второй половины восьмидесятых годов Андрей Мунтян — автор загадочных сюрреалистических полотен, отточенных по технике и насыщенных фрейдистско-кастанедовской символикой. Просматривая работы Андрея Мунтяна, выполненные в разные периоды его творчества, постоянно ощущаешь, что художник идет к какой-то цели, ищет наиболее адекватную форму воплощения волнующих его тем и идей. Путь Мунтяна — это путь художника-исследователя, стремящегося постичь загадку мироздания и для достижения этой цели осваивающего разные техники. Сам Андрей видит свою задачу как художника в том, «чтобы выполнять «астральные заказы», продиктованные с «того света».
Многие люди искусства считают себя посланниками высших сил и стремятся охватить в своем творчестве целый Космос, но делают они это чаще всего при помощи абстрактных построений, не столько объясняющих загадку мироздания, сколько иллюстрирующих бессилие творца разгадать эту загадку или, по крайней мере, перенести ее на язык понятных разуму образов. Мунтян в этом отношении идет другим путем, последовательно устраняя все фантастическое и обращаясь к образам, характерным для эпох Средневековья и Ренессанса: евангельским сюжетам, портретам полузабытых мистиков и алхимиков. Все это воссоздается художником в полном соответствии с живописными канонами, характерными для Средневековья и Ренессанса. Лессировка и другие характерные для эпохи Возрождения приемы досконально изучены автором и применяются им с поистине математической точностью и виртуозностью, что иногда приводит автора к курьезным случаям: картины Мунтяна задерживают на таможне, принимая их за произведения художников эпохи Возрождения.
Вместе с тем, творчество Андрея Мунтяна - это не копирование манеры старых мастеров. Андрей Мунтян не просто никого не копирует, он даже никогда не пишет с натуры. Все, что пишет Андрей Мунтян, можно воспринимать как попытку посмотреть на мир глазами художника XIII–XVI веков или, скорее, глазами алхимика, что больше соответствует его склонной к мистицизму натуре. Все изображаемые на полотнах Андрея Мунтяна города с их скрупулезно выписанными архитектурными деталями существуют только в его воображении, и остается только восхититься той доскональностью и почти визионерской отчетливостью, с которой Андрей способен воссоздавать рождающиеся в его сознании образы.
Мир, воспроизводимый на полотнах Андрея Мунтяна, подчеркнуто холоден и изыскан. В нем мало любви и тепла, зато есть величественность и самый настоящий, ничуть не напускной аристократизм: ведь Андрей — потомок княжеского рода Шаблыкиных. Отсюда его тяга к посещению старинных замков и исследованию мрачных преданий. Кстати, фамилия Мунтян имеет вовсе не армянское, как может показаться на первый взгляд, а румынское происхождение, и получается, что Андрей — соотечественник графа Дракулы, который для древнерусских книжников был отнюдь не графом, а «мунтянским воеводой». Но это еще один штрих к творческой биографии Андрея Мунтяна, такой загадочной и своеобразной…
Тельпов Роман |