Статьи о художнике Андрее Мунтяне::
Журнал "Теннис +" Из средневековья на корт и обратно 05/1996
Что же мы все - о теннисе, да о теннисе? А где же плюс, вынесенный в название журнала? Право, не теннисом единым жив человек. "Есть и другие виды спорта" -подкидывает лукавую реплику внутренний голос. Но я ему тогда твердо отвечаю: не спортом единым жив человек. И приглашаю на вернисаж и там...
Собственно, вернисаж уже состоялся - в одном из залов Центрального дома художника на Крымском валу в Москве. Выставка Андрея Мунтяна закрылась, и картины вернулись домой, в мастерскую художника на Цветном бульваре.
Ну что ж: кому - цирк, кому - рынок. А мне сегодня - прогулка по бульвару Высокого Искусства, бульвару Цвета. В просторной комнате старого московского дома, под высоким потолком с четырьмя яркими светильниками по углам, по квадрату стен расположились картины средневековой и вообще какой-то далекой жизни. Архангел, заметающий черепа - уже отработанный человеческий материал... Мальчик, современник Галилея, в жажде познания залезающий в чрево огромного глобуса... Наконец, сам Христос, в окружении колб и приборов разгадывающий очередную научную тайну. В последнем сюжете - неожиданная трактовка самого распространенного образа мирового искусства.
Странное ощущение: мир художника на холстах удален во времени, погружен в прошлое, но сам он -человек абсолютно современный, выглядящий моложе своих 47 лет. В черном свитере, подчеркивающем подтянутую фигуру. Быстрый в движениях. В застольном разговоре под чашку чая бросающий оценки в стиле молодежного сленга: "Класс! Клево!". И тогда тает загадочная фраза из его рекламного буклета: "...стиль и причины своей живописи не объясняет". Не объясняет, видимо потому, что доверяет внимательному и вдумчивому зрителю, который разбирается в ценностях вечных истин и понимает неразрывность связи времен. Время и нам раскрыть нехитрую интригу, объясняющую появление столь необычного в современной живописи художника на страницах "Теннис +". Как бы ходульно ни прозвучало здесь слово "конечно", но, конечно же, наш сегодняшний герой уверенно держит в руках не только кисти и палитру, но и теннисную ракетку.
Стоит задуматься, кто кому в нем больше помогает: теннисист - художнику или художник - теннисисту. В первом случае это возможность держать тело в постоянном тренинге. А каково, представьте, без тренировки стоять у мольберта по несколько часов в день, ворочать массивные подрамники и холсты? Это при том, что в своем возвышенном творчестве Мунтян следует железному "производственному" графику - 12 полотен в год. Поэтому и в выборе вида спорта он был рационален. "Время для меня спрессовано. Я проживаю за год пять лет, иначе ничего не успею. Так что, к примеру, горные лыжи взять себе в помощь не мог: полчаса подниматься в гору, чтобы потом за две минуты с нее спуститься - это для меня непозволительная роскошь. Зато в теннисе все органично: эстетика, азарт, физический эффект, возможность самовыражения".
Но и художник помогает теннисисту: корт - это то же полотно, только ожившее, где можно писать характеры, где законы композиции и рисунок игры приобретают особое значение.
Андрей Мунтян пришел на корт шесть лет назад, когда почувствовал, что после сорока нужна "подзарядка батарей". Впрочем, он не настолько рационален, чтобы не быть азартным, сказал себе и тренеру: "Я здесь буду играть лучше всех!" Тот усмехнулся, а сегодня уже не усмехается: Андрей стал-таки чемпионом корта. Однако азарт - слишком простое объяснение успеха. Целеустремленность - вот, пожалуй, главная черта его характера. Именно она заставляла его несколько раз круто менять жизнь. Достаточно сказать, что живописью он занялся лишь 12 лет назад. В свое время окончил полиграфический институт. Долгие годы работал в плакате. Некоторые его плакаты (как, например, воспроизведенный здесь и созданный, заметьте, не без "подсказки" тенниса) выпускались тиражами в 10-12 миллионов, получали престижные призы. Бросил. Решил "остепениться" - ушел в науку, занялся прикладной математикой в полиграфии. Защитил диссертацию, стал кандидатом наук. Цель достигнута- бросил.
Теннис - еще одна мишень, хотя уходить с корта Андрей пока не собирается (он, как уже сказано, необходим ему утилитарно). Его подлинной третьей жизнью стала живопись. И здесь поставлена сверхзадача. "Изучая классику, я обратил внимание, как неотступно рисовали корифеи святого Себастьяна, одного из самых великих мучеников. Но лишь Гойя и Веласкес проникли в его суть и создали совершенство. Я подумал: "почему не могу быть третьим?" Самонадеянно? Возможно. Но вот факт: на Всемирной выставке "Экспо-92" в Севилье в павильоне России были представлены пять художников, среди них - Мунтян с пятью полотнами. Вскоре испанские газеты захлебнулись в экстазе: "Мунтян из России - современный Веласкес". Получить такую оценку в консервативной Испании что-нибудь да значит. Признание пошло за ним по пятам, расширяя географию: Германия, Австрия, Франция, Италия, США... И только Россия, как это у нас заведено, не торопилась выплеснуть восторг. А может, не успевала, потому что очень быстро картины Мунтяна "уплывали" на Запад. И лишь картинная галерея в Нижнем Новгороде, одна из лучших в стране, заполучила несколько его полотен. Такая "заторможенность" в восприятии искусства соотечественниками Андрея Мунтяна не смущает. Защищая свое цеховое братство, он говорит: "Мы ткем ковер с изнанки. Лишь через годы человечество увидит истинную цену этих узелков". И добавляет: "Кто владеет гармонией, тот владеет миром". Вот вам и плюс к теннису.
C. Сергеев |