Статьи о художнике Андрее Мунтяне::
Газета "Галерея изящных искусств"
Держать мои картины в доме – серьезное испытание 02/2013

В Галерее шестидесятников открылась выставка работ Андрея Мунтяна. Образ автора, возникающий при просмотре его картин, представляется очень таинственным и необычным. Готический антураж на работах Андрея Мунтяна и их таинственная символика порождают образ средневекового алхимика, при произнесении румынской фамилии в сознании всплывает образ максо-шрековского Носферату, а блестящее владение живописными техниками, характерными для эпохи Возрождения, порождают образ ренессансного мудреца. Впрочем, «реальный» Мунтян не похож ни на одного из вышеназванных персонажей – вполне земной человек, очень позитивный и доброжелательный. Но вопросов после знакомства с ним не становится меньше. Проживающий в Черногории член Московского союза художников, потомок русских дворян и купцов, верящий в реинкарнацию православный христианин, создатель филигранных, насыщенных мрачной готической энергией работ, начинавший свой путь с промграфики и плаката. Каждая грань биографии Андрея Мунтяна преподносит нам этого человека со все более неожиданной стороны, а вместе с тем они только доказывают старую истину, что в необычном человеке необычно все. Констатировав этот факт, предоставим слово самому Андрею Мунтяну, дадим ему возможность рассказать о себе и об открывшейся в Галерее шестидесятников выставке.

Андрей, расскажите, пожалуйста, о выставке. Будут ли на ней представлены новые работы?

Безусловно. Я активно работающий художник, поэтому я не люблю останавливаться на одном и том же и всегда стараюсь показывать что-то новое. В Галерее шестидесятников я покажу свой домашний алтарь. У меня давно была такая идея – написать классический алтарь. Закрывающийся и открывающийся. Такой, как писали в XV-XVI вв., в эпоху Ренессанса. Мне очень хотелось его показать, но когда пришло время собирать работы для этой выставки, я понял, что сделать это будет крайне сложно – он весит около 70 килограмм, неподъемный. Тогда специально для этой выставки я решил написать домашний алтарь. Такие маленькие домашние алтари (не стоит путать их с православными складнями) писались в северных странах – очень давно, где-то с XII-XIII века. Я сделал уменьшенную копию своего алтаря и привез сюда – это называется алтарь Святого семейства, как на него отреагирует публика, я не знаю, но мне очень хочется его показать.

Вы известны своими портретами разных загадочных личностей, живших в эпоху Средневековья и Ренессанса. Будет на этой выставке показано что-нибудь новое из подобных портретов?

Эта тема неоднократно поднималась в статьях, посвященных моему творчеству: «Мунтян принимает заказы с того света». Я писал Яна Гуса, Тихо Браге – это были очень загадочные личности, от которых прижизненные портреты до нас не дошли. По какой-то причине они выстраиваются в очереди и говорят: и меня написать, и меня написать, и меня… Приходится их писать. Вот один из последних портретов – это портрет Баха.

Разве не существует портретов Баха?

Существуют, но ему они почему-то все не нравятся. И он обратился ко мне, чтобы я написал его портрет. Не знаю, почему именно ко мне, может быть потому, что я большой поклонник его музыки. Помню, он мне постоянно мешал еще на стадии рисунка. Не могу сказать, как именно, но мешал. Рука не так написана, голова. Приходилось с ним бороться, но в конце концов, мне кажется, он остался доволен.

Андрей, глядя на готический антураж ваших работ трудно представить, что вы живете в православно аграрной Черногории. Место, где вы живете, вас как-то вдохновляет?

В Черногории я живу уже почти восемь лет, и для меня это достаточно условное местонахождение. Дело в том, что я прекрасно помню свою предыдущую реинкарнацию, я жил в XVвеке в Нюрнберге, был художником. Не самым лучшим из тех, что тогда жили, но достаточно состоятельным. Я хорошо помню то время. Не знаю – стал ли я лучше, но сейчас я продолжаю свою предыдущую жизнь. По-другому писать я не могу. Я чувствую именно те времена: Средневековье, Ренессанс – для меня эти эпохи являются ступеньками, на которые я опираюсь. А что касается Черногории, то там я оказался волею судеб… Совершенно случайно. Чем Черногория хороша и чем она плоха? Плоха тем, что там отсутствует художественная жизнь, не с кем пообщаться, некуда сходить. От отсутствия контактов поневоле устаешь. С другой стороны, там колоссальный выход энергии, чистой энергии. Там можно работать и работать, быть полностью погруженным в этот мир, ни на что не отвлекаться.

В чем вы видите предназначение художника?

Художники должны уметь показать мир с другой стороны, чтобы люди тоже смогли оценить его, оценить свои возможности, взглянуть на мир другими глазами. Чтобы достичь этого, художник должен постоянно меняться. Надо, чтобы зрители видели, как меняется художник, чтобы они думали, почему он становится таким. Каждый день надо брать какие-то новые высоты.

Что бы Вам хотелось изменить в своем творчестве?

Хочется писать более сухо, белее жестко, более сжато. Вы знаете, начиная с изображения домашнего алтаря, я медленно-медленно прихожу к мысли о том, чтобы как можно меньше было дидактики, как можно меньше какой-то чрезмерной пластики, пластика должна быть сдержанной, сгущенной – такой, как в Раннем Средневековье. Это должна быть какая-то сухость, но в ней должен скрываться внутренний огонь. Хочу прийти именно к погружению в самого себя, в какую-то точку, из которой затем может выйти сияние.

И последний вопрос. Каким вы представляете себе своего зрителя?

Я совершенно точно знаю, какой он. Во-первых, это человек, уверенный в себе. Человек, который ориентируется на свой собственный вкус, человек, который не беден, который ездит по свету, который был в Лувре, в Прадо. То есть – это те люди, которые видели картины мирового уровня, которые еще в советские времена смотрели альбомы по искусству, изучали их. Люди, которые любят классическую музыку. Люди, которые читают философские книги. Таких людей я встречаю нечасто. На моих вернисажах собирается много народу, но тех, с кем могу говорить на одном языке, я встречаю достаточно редко. 99% из них проживают в России, есть несколько человек в Испании, в Италии, Франции. Это как раз ценители и покупатели моих работ. Те, кто могут сжиться с моим творчеством, держать мои картины у себя в доме. Все же это достаточно серьезное испытание…



Роман Тельпов

Design and programming by Pavel Mountian © 1999-2005
Version 3.2