Статьи о художнике Андрее Мунтяне::
Журнал «Коллекционеры и меценаты» «Магия графики Андрея Мунтяна» 02/2015
27 февраля в Троицке открылась выставка работ Андрея Мунтяна «Магия графики». На выставке представлено 26 графических и одна живописная работа, масло на холсте – «Ева». В центре экспозиции висит мерцающая задумчивая Ева, золотистая на глубоком, почти черном фоне, это концентрированный цвет. Тело Евы светится живым светом. Будто задумалась не только прародительница, задумалась и прислушивается к себе природа: сейчас совершается выбор. А вокруг «Евы» на выставке - работы, созданные пером и тушью, работы, где художник смог создать эффект объемности, живописности лишь тонкими линиями и штрихами или используя цвет ограниченно.
Публика в Троицке интеллигентная. Благожелательно выслушала доклад «500 лет графики» Елены Селестин, где писательница говорила о графике как о самом консервативном виде искусства, - потому что рисунки на стенах пещер тоже были «графикой». И в то же время графика постоянно стремится быть «технологически продвинутым» искусством, тиражировать рисунок. Разговор о жанрах графического искусства, об их трансформациях проходил на примере работ Дюрера-Брейгеля-Рубенса-Дорэ-Фаворского. Интрига состояла в том, что почти все жанры графики, в которых работали эти художники, можно было найти в экспозиции работ Андрея Мунтяна.
Вот психологически портреты, выполненные А.Мунтяном, из немногих представленных здесь давних работ художника: «Портрет Хильдегарды Бингенской», «Портрет молодого человека». Глядя на них можно подтвердить, что рисунок, графика всегда предельно выразительны, это отпечаток личности художника. И понятно почему: есть только рука мастера – перо – бумага – тушь. Короткий цикл. Нет права на ошибку, нет возможности исправить что-то, не спрячешься. Когда, например, художник работает маслом, он может себе позволить исправлять и экспериментировать. С тушью так нельзя, тушь требует точности и окончательности каждого движения мастера.
Вот «живописная» графика Андрея Мунтяна. Загадочная «Ева» для того и находится на выставке, чтобы зрители могли сравнить Прародительницу Еву в цвете и «Еву» в графическом варианте, которая висит поблизости. Это не копия, а словно монохромное отражение картины, выполненное автором. Художник убирает цвет, или обходится двумя-тремя цветами, и смыслы становятся глубже, смещаются акценты. В экспозиции представлено несколько таких графических композиций с живописных картин А.Мунтяна, выполненных им же: «Амбар», «Дама с гранатовым соком», «Овечка», «Сон Венеры», «Девушка с лютней», «Творчество».
Художники еще в середине XVI века стали делать графические копии с живописных работ, чаще всего потом с них печатались гравюры. Большой организатор и великий делец П.П.Рубенс в начале XVII века поставил производство графики с живописных полотен на поток. Рубенсу, кстати, чтобы изготовить гравюру, требовались помощники; часто рисунок с картины выполнял Антонис Ван Дейк, затем гравер (Ворстерман или Соутпман) переносил этот рисунок на деревянную или медную доску. Причина работы в графике была, в основном, экономическая; оригинал картины, дорогой и уникальный, висел во дворце или в храме, люди попроще приобретали гравюры.
Почему Андрей Мунтян делает живописные графические листы с собственных картин? Причин несколько: во-первых, многие живописные полотна уже проданы, и этим художник дает своим идеям и сюжетам «вторую жизнь». Во-вторых, Мунтян экспериментирует, создавая новые творения в жанре графики, подчас используя сдержанный цвет (соус).
В Троицке в экспозиции выставки Андрея Мунтяна было три работы – авторские реплики с оригиналов. Это фотокопии, полностью проработанные автором, иногда Андрей дополнял реплику цветом (тушь, соус). Присутствующих попросили определить эти три работы, задание не было простым; реплики, обработанные автором, не так сильно отличаются от оригиналов, разве что несколько иным цветовым решением. Люди оживились, стали искать, предлагать свои версии.
- Разве это «живая рука»? Разве это не печать? Человек не может изобразить такую тонкую и правильную сетку, - благожелательно обратился ко мне пожилой посетитель, похожий на инженера, указывая на графику «Девушка с лютней».
- Нет, это как раз оригинал, - ответила я ему искренне, - просто у художника рука мастера.
Все больше погружаясь в зависимость от мира техники, мы теряем навыки мастерства, и люди, владеющие уникальными умениями, встречаются все реже. Еще более редкий случай, когда мастерство обладает одухотворенностью. Поэтому графикой Андрея Мунтяна сегодня не только любуются – ее ценят по-настоящему и зрители, и профессионалы, и коллекционеры. Магия уникального мастерства работает.
Е.Грибова |