Статьи о художнике Андрее Мунтяне::
Запись авторской речи
Речь Андрея Мунтяна на открытии персональной выставки в офисе компании «Инселлия» 02/2015

Я недавно посмотрел два фильма об арт-бизнесе, о торговле искусством: один английский «Проклятие Моны Лизы» и российский – «Осторожно, фальшаки». В этих фильмах поднимается вопрос, почему в последнее время так сильно взлетели цены на картины? Почему арт-рынок по оборотам приравнивается к торговле наркотиками и оружием? За последние два года прибыль аукциона «Сотбис», например, составила 12,5 млрд. фунтов. В цене резко подскочили не только художники начала ХХ века, но и ныне живущие. Обострилась борьба между искусствоведами, арт-дилерами и непосредственно художниками. Наряду с резко возросшими технологическими возможностями в области атрибуции картин и выявления подделок, такой же прогресс наблюдается и в изготовлении фальшивок, они практически идут ноздря в ноздрю, поскольку спрос на подделки огромный. Так почему же такой всплеск интереса к картинам разного возраста и качества? Даже эксперты теряются в догадках.

Согласно моей теории такой всплеск приобретения картин связан с тем, что в это совсем непонятное время, в преддверии огромных геополитических катаклизмов, люди (обеспеченные и не очень) ищут пути и лазейки - как выжить. Они вдруг поняли, что двери в другие пространства и время - это картины. Миров, пространств, времен - бесчисленное множество, но и художников, открывающих двери в эти параллельные миры - тоже немало. Зрители и почитатели того или художника чувствуют то энергетическое поле, которое излучают его картины, и хотят пройти в те измерения и тем путем, который уже преодолел художник. Одним надо в хаос, деструктуризацию, антигармонию. Другим - нечто среднее. Третьим - гармонию, красоту, тишину и покой. Один художник собирает свою паству в миллионы человек, а другой - вообще никого. Это говорит о том, что миры, пространства и условия жизни Души некоторых художников пугают людей, их мир по меркам людей не пригоден для жизни, совсем никому не подходит, - так было, например, с Ван Гогом или Филоновым. Однако, по мере эволюции. люди открыли и поняли эти очень сложные пути, и стали сходить с ума по этим картинам, поэтому цены взлетели до сотен миллионов.

Сегодня уже каждый человек знает и чувствует, что на Земле наша жизнь не заканчивается. Есть и другой горний мир. Но между этими мирами черная непроницаемая пленка, хотя все мы чувствуем, что с другой ее стороны - тоже жизнь. Звуки, сны, образы, привидения, какие-то сакральные знаки постоянно говорят нам о том, что там жизнь идет своим чередом. Я считаю, что любой художник, как метростроевец, с кайлом и отбойным молотком прорубает туннель в то пространство и в то время, на которые настроена его душа в данный момент жизни. Этот туннель - написание очередной картины…

Здесь вам не равнина,
Здесь климат иной.
Идут лавины одна за одной,
В горах ненадежны ни камень, ни лед, ни скала.
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк
И молимся, чтобы страховка не подвела

Это предельное напряжение, выраженное Высоцким, очень хорошо описывает то состояние, которое испытывает художник.

Мы рубим ступени, ни шагу назад,
И от напряженья колени дрожат
И сердце готово к вершине бежать из груди.
Весь мир на ладони, ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим, у которых вершина еще впереди.

Это абсолютно точно сказано - про художника, который прорывается через загадочную черную пленку.

Наконец, тончайший яркий луч пробивается с той стороны и приходит дикий восторг, что ты прошел! Потом начинаешь расширять туннель, чтобы можно было протиснуться. Этот момент и является сигналом того, что картина завершена. Но люди, которые протискиваются за тобой в эту узкую щель, испытывают огромные трудности. Поэтому молодая картина никого не привлекает, ведь все знают, что проход свежий и пройти крайне сложно. Только со временем обтесываются резкие грани и зрители перестают бояться.

А что я? Я решил сделать проход комфортным и безопасным, и стал с помощью графики и цвета опять воспроизводить картины, очищая их от осколков породы.

Нет алых роз, нет траурных лент
И не похож на монумент тот камень,
Что покой тебе подарил…

Как вечным огнем сверкает днем
Вершина изумрудным льдом,
Которую ты так и не покорил…

Ошибиться, словно саперу, никак нельзя. Я всех призвал идти за мной на эти изумрудные луга, чтобы не боялись, что приведу их в бездну. Я - добрый пастырь для тех, кто доверяет моему творчеству и моей душе.


А. Мунтян

Design and programming by Pavel Mountian © 1999-2005
Version 3.2