Статьи о художнике Андрее Мунтяне::
Газета "Архитектура" Движение в "мир тонкий" 05/1990
Случилось так, что лет пять назад я случайно оказался на небольшой выставке рекламного плаката совершенно неизвестного мне автора - кандидата те6хнических наук Андрея Мунтяна. Оценивал я работы как заурядный потребитель, однако сразу почувствовал незаурядный профессионализм в решении темы, филигранную технику. А одна реклама до сих пор перед глазами: большой аппетитный персик с одной стороны покрыт тончайшим пушком и блестяще полированный с другого бока. Так обработать могла лишь хорошая электробритва.
В ту первую встречу и помыслить не мог, какие откроются для меня в Андрее горизонты Духа. Да спустя какое-то время был приглашен на вернисаж того же художника. Уж и не помню, сколько времени потратил на полтора-два десятка полотен: неожиданные городские пейзажи, живописные философские ребусы, жутковатые мифологические сюжеты... "Реинкарнация", "Творчество", "Экологический кризис",... Даже вечная тема - "Поклонение волхвов" - решена им в парадоксальном сочетании традиции и современного знания: волхвы склонились над прозрачной капсулой с живым удивленным младенцем, а на горизонте виднеется сатуроподобный звездолет.
Но, пожалуй, ключ к пониманию сути миросозерцания Андрея Мунтяна - "Логос". Из космического пространства над пустыней нависает шарообразная Материя, подернутая сплошной сеткой кровеносных сосудов, а внизу - разверстый зев, под которым напряженно вслушивается Человек, вычерчивающий прутиком на земле магические письмена, символы.
"Вдали,
Внизу - дымящаяся бездна,
И время исчезает, как туман
Пред солнцем Духа..."
Гораздо позднее Андрей подтвердил мою догадку:
- "Логос" с древнегреческого означает "слово", то есть "информация". Мне она представляется некой субстанцией, носящей стохастический, вероятностный характер. Колоссально возрастающий поток информации приковал к себе пристальное внимание научного мира и потребовал ее осмысления и классификации. Появилось множество дублирующих друг друга изысканий, приводящих к нерациональным и творческим затратам... На мой взгляд, наиболее эффективным способом обмена информацией мог бы служить телекинез, владей им человечество свободно. Но он возможен при условии, когда информация и мысль по природе своей материальны. Ведь материю всегда рождает материя, следовательно, мысль, родившаяся от мозга, также материальна.
Таким образом, рассуждает Андрей, накопленная человечеством, накопленная человечеством совокупность знаний обладает материальной массой. По-видимому, Земля окружена своеобразной информационной оболочкой, которую условно можно назвать так: Логос или Безусловная, абсолютная информация.
Разумеется, безраздельно владеть Логосом может лишь такая общность людей, каждый член которой обладает высокой нравственностью, этикой. Тибетская философская школа, рассматривая стадии эволюционного развития человечества, считает, что оно должно пройти или подняться на семь ступеней. По этим толкованиям нынешняя ступень - пятая (расекали-юга), которую можно охарактеризовать как мир чувственных, плотских удовольствий. Следующая, шестая (сатья-юга) - "мир тонкий". В нем будет господствовать творческое начало человека.
Как мне видится, Андрей Мунтян движется в этом направлении.
Н. Бондровский |